Проект инновационной деятельности Кофанова

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ ПРОСТРАНСТВО СОВРЕМЕННОЙ ШКОЛЫ  (ЛИЦЕЯ) КАК ФАКТОР ЗДОРОВЬЕСБЕРЕЖЕНИЯ  ОБУЧАЮЩИХСЯ

 

Автор:    учитель  биологии и     химии

МАОУ Лицей   №14 «Экономический»

   Кофанова  Людмила     Владимировна

Ростов-на –Дону

2014  

 

РАЗДЕЛ 1. Основания для разработки Проекта

1. Нормативно-правовые основания для разработки Проекта

  1. Конвенция о правах ребенка (Нью-Йорк, 20 ноября 1989 г.). Федеральное законодательство об охране здоровья школьников: Конституция РФ, Семейный кодекс РФ (29 декабря 1995 г. № 223 — ФЗ), Трудовой кодекс РФ, Закон РФ “ Об образовании”, федеральные законы, связанные с социальными и поведенческими факторами, влияющими на здоровье школьников, в том числе закон РФ “О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения” (ст. 5 п. 1, ст. 26); законодательство в области охраны детей инвалидов, нормативно-правовые акты Правительства РФ Распоряжение Правительства РФ № 1756-Р от 29 декабря 2001 г. об утверждении Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года, а также приказы Министерства науки и образования России, Министерства здравоохранения РФ № 186/272 от 30.06.92 г.,  Концепция развития физической культуры и спорта в Российской Федерации на период до 2005 года. Распоряжение от 29J0.2002 г. № 1507-р. Официальные документы в образовании. № 33(203). — 2003. С. 4-13. Об общероссийской системе мониторинга состояния физического здоровья населения, физического развития детей, подростков и молодежи от 29 декабря 2001 г. № 916. Официальные документы в образовании. № 4. — 2002. С.66-69.;  “О совершенствовании медицинского обеспечения детей в образовательных учреждениях”, приказ МЗ РФ о гигиенических требованиях к условиям обучения школьников – САНПиН 2.4.2.576 – 96. Региональное нормативно-правовое регулирование в сфере охраны здоровья школьников, Устав МАОУ лицей №14 «Экономический», Положение об организации лечебно-оздоровительного процесса в лицее.

РАЗДЕЛ 2.  Обоснование проекта

В «Национальной доктрине образования в Российской Федерации», Законе РФ «Об образовании», в Национальной образовательной инициативе  «Наша новая школа» определены задачи укрепления, сохранения и развития здоровья подрастающего поколения.  

Здоровье детей в любом обществе и при любых социально-экономических и политических ситуациях является предметом первоочередной важности, так как оно определяет будущее страны, генофонд нации, научный и экономический потенциал общества и  потому здоровьесберегающее образование рассматривается в качестве важнейшего приоритета деятельности общества.

   В новых федеральных государственных образовательных стандартах общего образования особая роль отводится формированию культуры здорового и безопасного образа жизни,  указывается  на важность воспитания у учащихся ценностного и бережного отношения к собственному здоровью, как фактору, способствующему познавательному и эмоциональному развитию ребёнка.

Вместе с тем, в современных условиях развития нашего общества наблюдается резкое снижение здоровья детей. По данным исследований Госкомэпиднадзора России  лишь 14% детей практически здоровы, 50% имеют функциональные отклонения, 35-40%  — хронические заболевания.

 В исследованиях специалистов  (М.М. Безруких, С.К. Смирнов и др.) подчеркивается, что  состояние здоровья школьников не только результат влияния социально-экономических, экологических факторов, но и существующей образовательной практики школы. Существуют факторы риска, которые влияют на состояние здоровья школьников: это интенсификация учебного процесса, несоответствие методик и технологий обучения возрастным и функциональным возможностям школьников, нерациональная организация учебной деятельности, стрессовая педагогическая тактика, недостаток физической активности детей, отсутствие системы работы по формированию ценности здоровья и здорового образа жизни. Проблема здоровьесбережения детей и подростков остается актуальной,  требует дальнейшего исследования и практического решения.

В последние годы в исследовании проблемы формирования культуры здорового образа жизни условно обозначились три основных направления: медико-биологическое, философско-социологическое, психолого-педагогическое.  Представители  медико-биологического  направления (И.И. Брехман, Л.И. Губарева, Г.И. Куценко, Н.М. Амосов, Г.И. Царегородцев и др.) рассматривают здоровьесбережение  как комплекс профилактических оздоровительных мероприятий, обеспечивающих гармоническое развитие и укрепление здоровья, повышение работоспособности людей, продление их творческого долголетия.   Представители философско-социологического направления (П.А. Виноградов, В.И. Столяров, И.М. Быховская и др.) рассматривают здоровый образ жизни как объективную потребность современного социального развития и  образования. Психолого-педагогическое направление (И.В Боев, М.М. Борисов, И.Г.Бердников, М.Я. Виленский, О.А. Ахвердова, В.А. Петьков, Г.М. Соловьев, Б.Ф. Ломов и др.) представлено положениями о том, что для сохранения здоровья важна мотивация здорового образа жизни, понимание человеком своей психологии, создание среды здоровьесбережения.

В 1990 году Страсбургская конференция решением Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ) и Европейского экономическогосообщества (ЕЭС) одобрила создание так называемых «школ здоровья» с привлечением родителей и широкой общественности. За прошедшее время в этом проекте приняло участие более 500 школ из 40 государств и эта сеть непрерывно расширяется. В России образовательные учреждения, получившие статус «школы здоровья», работают сегодня в ряде городов и областей России.

Но, несмотря на предпринимаемые практические меры, направленные на охрану здоровья подрастающего поколения, наблюдается тенденция снижения уровня здоровья обучающихся.   Возникает противоречие

– между социальным признанием целей и ценностей здоровьесбережения  учащихся и традиционной системой образования, не обеспечивающей реализацию этих ценностей;

– между необходимостью трансформации школы в образовательное здоровьесберегающее пространство  и недостаточной  разработанностью проблемы как в концептуальном плане, так в практике здоровьесбережения обучающихся.

Выявленные противоречия выступают источником исследовательской проблемы, состоящей в научном осмыслении образовательного пространства современной школы как пространства здоровьесбережения обучающихся, в определении средств и условий, обеспечивающих формирование их опыта здоровьесбережения.

МАОУ Лицей   №14 «Экономический»г. Ростова-на-Дону является общеобразовательным учреждением, ориентированным  на широкое  интеллектуальное и творческое развитие личности, на   воспитание человека культуры, способного к саморазвитию, творческой самореализации и нравственной саморегуляции  своей деятельности  и поведения в изменяющейся социокультурной среде. В лицее реализуется программа «Школа здоровья», накоплен определенный опыт деятельности по здоровьесбережению обучающихся, что требует его научно-педагогического анализа и определения перспектив дальнейшей работы по созданию здоровьесберегающего пространства образовательного учреждения и  повышению эффективности  здоровьесберегающей деятельности педагогов и обучающихся.

2.1. Цель проекта:

Разработка и обоснование модели образовательного здоровьесберегающего пространства школы, ориентированного на здоровьесбережение   обучающихся, создание условий для удовлетворения потребности личности и общества в укреплении и сохранении здоровья детей, в здоровом образе жизни.

 «Образовательное пространство современной школы как фактор Инновационная направленность проекта здоровьесбережения обучающихся»  определяется через положения, суть которых состоит в следующем:

—  образовательное пространство современной школы может стать фактором  здоровьесбережения обучающихся  через построение педагогической системы, ориентированной на  актуализацию ценностно-смысловых  идей  сохранения и укрепления здоровья как ресурса развития личности, путем реализации  функций  здоровьесбережения личности, использования  содержания и технологий  здоровьесберегающей деятельности, через опору на  принципы  здоровьесбережения личности, поддержку личностного опыта здоровьесбережения обучающихся;

     —  опыт здоровьесбережения обучающихся, представленный  во взаимосвязи ценностно-смыслового, содержательно-информационного, деятельностно-практического и оценочно-результативного компонентов, отражает идеи психолого-педагогической науки на здоровьесозидательные функции образования в плане развития эмоционального, духовного,  нравственного потенциала личности. Целостность процесса формирования опыта обеспечивается взаимосвязью и взаимозависимостью всех его составных частей;

 —  формирование  опыта здоровьесбережения обучающихся можно определить   как раскрытие индивидуального потенциала личности обучающегося, содействие развитию его зна­ний и умений в сфере сохранения здоровья,  стимулирование мотивации к формированию потребности в  здоровьесбережении, участие в деятельности, содействующей сохра­нению и укреплению здоровья.  Опыт здоровьесберегающей деятельности  обучающихся представляет собой форму  выражения личностного  смысла в сфере здоровьесбережения;

 —  содержательно-функциональная модель образовательного пространства школы становится фактором формирования опыта здоровьесбережения  учащихся, так как   ее составные компоненты (ценностно-смысловой, содержательно-информационный, деятельностно-практический и результативно-оценочный) образуют целостную педагогическую систему, «наполненную»  ценностями и смыслами здоровьесбережения личности, содержанием и технологиями здоровьесберегающей деятельности, эффективным   научно-методическим сопровождением;

 . —  возможности учебного процесса и внеучебной деятельности могут стать «строительным» материалом формирования опыта  здоровьесбережения обучающихся при условии усиления здоровьесберегающих функций содержания образования и  педагогических технологий,  в процессе субъект-субъектного   взаимодействия обучающихся и педагогов, ориентированного на  опыт здоровьесбережения;  при поддержке   индивидуально-личностного  самоопределения обучающихся в сфере здоровьесбережения.

 существенное значение в процессе формирования здоровьесберегающего пространства школы  и опыта здоровьесбережения учащихся принадлежит ин­теграции содержания дисциплин общеобразовательного  блока в плане усиле­ния их здоровьесберегающей направленности,   с внеучебными видами здоровьесберегающей деятельности, построенной на принципах творческой активности, са­мостоятельности, самоуправляемости;

—  формирование опыта здоровьесбережения обучающихся требует использования здоровьесберегающих технологий, включающих все те психолого-педагогические технологии, программы, методы,  которые направлены на воспитание у учащихся культуры здоровья, личностных качеств, способствующих его сохранению и укреплению, формирование представления о здоровье как ценности, мотивацию на ведение здорового образа жизни;

 —  эффективность процесса формирования опыта здоровьесбережения обучающихся обеспечивается соблюдением организационно-педагогических,  технолого-педагогических, личностно-педагогических условий, позволяющих обеспечить реальное функционирование образовательного здоровьесберегающего пространства школы и обеспечить эффективность формирования опыта здоровьесбережения обучающихся. Указанные положения отражены  являются методологической базой  данного проекта  и отражены в  задачах данного проекта

2.2.  Задачи  проекта:

  1. Определение концептуальных оснований образовательного пространства общеобразовательной школы, ориентированного на здоровьесбережение обучающихся.
  2. Организация педагогической работы по восстановлению в общественном и индивидуальном сознании ценностей жизни и  здоровья человека, культуры, образованности, творчества, нравственности, гражданственности.
  3. Формирование у учащихся ценностных ориентаций на сохранение и укрепление здоровья и здорового образа жизни.
  4. Выявление и реализация возможностей учебного процесса и внеучебной деятельности по  формированию опыта здоровьесбережения  обучающихся.
  1. Использование современных технологий, методов и форм при организации деятельности по формированию здоровьесберегающей среды в ОУ: здоровьеобразовательной деятельности для обучающихся  по формированию у них знаний, умений и навыков о здоровье и ЗОЖ;  здоровьесберегающей деятельности педагогических работников с целью осуществления образовательного процесса на основе здоровьесберегающих подходов;  здоровьеохранной, административно-хозяйственной и контрольной деятельности руководящих работников по созданию здоровьесберегающей экологии образовательной среды;  медико-реабилитационной деятельности медицинских специалистов по охране и укреплению здоровья учащихся в ОУ.
  2. Повышение профессиональной компетенции педагогических и медицинских работников ОУ по вопросам здоровьесбережения обучающихся.
  1. Обоснование системы мониторинга образовательного пространства общеобразовательной школы, ориентированного на здоровьесбережение обучающихся  и разработка  необходимого диагностического инструментария.
  2. Обоснование содержания, различных форм и технологий здоровьесбережения обучающихся (учебного процесса, вариативных образовательных программ, использование эффективных механизмов  формирования личного опыта здоровьесбережении учащегося и т.д.).

  1. Повышение творческого потенциала сотрудников ОУ через организацию инновационной деятельности по вопросам охраны здоровья обучающихся в образовательной среде.
  2. 11.  Внесение изменений и корректив в нормативно-правовую базу МАОУ лицей №14 «Экономический»
  1. Достижение нового уровня взаимодействия лицея, семьи, учреждений дополнительного образования, культуры  в формировании здорового образа жизни обучающихся.

РАЗДЕЛ 3. Этапы и сроки реализации  проекта «Образовательное пространство школы как фактор здоровьесбережения обучающихся»

1 этап (2012-2013) Аналитико-проектировочный

1. Концептуальное обоснование   образовательного пространства школы как фактора здоровьесбережения обучающихся (приоритеты развития, задачи, структура, функции, содержание деятельности и др.)

2. Мониторинг начальных параметров  деятельности лицея по организации системы здоровьесбережения обучающихся.

3. Разработка программы деятельности лицея по здоровьесбережению обучающихся,  обеспечивающей условия для сохранения и укрепления здоровья детей, для повышения качества обучения и воспитания.

4. Решение кадровых и материально-финансовых вопросов реализации проекта создания зжоровьесберегающего пространства лицея и программы его реализации.

11 Этап (2013-2015) Опытно-экспериментальный
Реализация содержания деятельности педагогического коллектива по созданию образовательного пространства, обеспечивающего здоровьесбережение обучающихся.

1.  Мониторинг образовательного пространства лицея с целью определения его здоровьесберегающих функций.

2. . Медико- психолого-педагогическая диагностика опыта здоровьесбережения обучающихся.

3. Обогащение учебных программ  изучаемых дисциплин вопросами здоровьесбережения обучающихся.

4. Освоение и применение методик и технологий обучения и воспитания, ориентированных на развитие здоровьесберегающего потенциала учащихся.

5. Обогащение действующих учебно-воспитательных программ  элементами поисково-исследовательской деятельности в сфере здоровьесбережения.

  1. Освоение новых форм занятий по развитию творческих способностей учащихся (исследование, проектирование, индивидуализация и др.).
  2. Освоение современных педагогических технологий, ориентированных на развитие одаренности учащихся.
  3. Развертывание внеклассных и внешкольных форм здоровьесберегающей деятельности обучающихся с учетом их возможностей и опыта по здоровьесбережению.
  4. Развитие индивидуальных форм развития опыта здоровьесбережения учащихся,  стимулирование процессов  самоанализа, самоопределения, самовоспитания.

 Научно-методическое обеспечение реализации проекта «Образовательное пространство школы как фактор здоровьесбережения обучающихся»

1. Определение содержания инновационной деятельности учителей по развитию опыта здоровьесбережения учащихся в условиях работы лицея.

  1. Организация теоретических семинаров по современным проблемам здоровьесбережения обучающихся.
  2. Создание обстановки творчества в педагогическом коллективе и широкий обмен опытом инновационной работы по реализации программы здоровьесбережения.
  3. Овладение педагогическим коллективом современными педагогическими технологиями, основами педагогической этики и культуры педагогического труда.

      5.  Привлечение и включение родителей и общественности в процесс реализации программы здоровьесбережения обучающихся. микрорайона.

   6.  Финансовое и материально-техническое  обеспечение реализации программы.

111 этап – (2015-2017) Аналитико-обобщающий

  1. Создание общественно-педагогической экспертизы результатов реализации проекта и программы  «Образовательное пространство школы как фактор здоровьесбережения обучающихся».
  2.   Подготовка методических материалов, помогающих учителям работать в условиях реализации программы по здоровьесбережению обучающихся.
  3. Подготовка и проведение научно-практических конференций с целью обобщения и распространения опыт деятельности лицея по реализации системы здоровьесбережения обучающихся.
  4. Подготовка научно-методических материалов, отражающих опыт работы лицея по реализации проекта и программы  «Образовательное пространств0 школы как фактор здоровьесбережения обучающихся».

РАЗДЕЛ 4. Программа реализации проекта «Образовательное пространств0 школы как фактор здоровьесбережения обучающихся» и  социально-педагогические ожидания

  1. Создание и обоснование системы здоровьесбережения обучающихся как  условия развития познавательного, творческого и духовно-нравственного  потенциала личности.
  2. Социальная защита ребенка как поддержка и реализация  его возможностей в условиях образовательно-воспитательной среды лицея.
  3. Развитие системы мероприятий, гарантирующих развитие опыта здоровьесбережения обучающихся.
  4. Взаимодействие социальных субъектов – участников воспитания: семьи, общественных организаций, Центра дополнительного образования, культуры и спорта, СМИ    по проблемам сохранения и укрепления здоровья обучающихся, здорового образа жизни.
  5. Внедрение в образовательный процесс инновационных, в т.ч. информационных образовательных технологий, современного научно-методического обеспечения развития опыта здоровьесбережения обучающихся.
  6. Формирование информационной базы здоровьесбережения обучающихся Лицея № 14 . Ростова-на-Дону.
  1. Расширение сферы реализуемых общедоступных услуг по сохранению и укреплению здоровья  учащихся.
  2. Развитие системы различных форм личностно-ориентированного подхода к здоровьесбережению обучающихся.
  3. Повышение творческого потенциала сотрудников ОУ через организацию инновационной деятельности по вопросам охраны здоровья обучающихся в образовательной среде.

10. Подготовка и издание программных и методических материалов, распространение опыта работы лицея по проблеме здоровьесбережения обучающихся.

  1. Обеспечение   условий для снижения уровня нервно-психических и сердечно-сосудистых расстройств, патологий желудочно-кишечного тракта, простудных заболеваний, заболеваний органов чувств, зрения,  опорно-двигательного аппарата в процессе обучения.
  2. Формирование осознанного отношения детей и их родителей, членов педагогического коллектива к состоянию здоровья через пропаганду здорового образа жизни.
  3. Обеспечение оптимального режима учебного труда и активного отдыха детей в урочное и  внеурочное время.

РАЗДЕЛ 5.. Основные направления деятельности лицея по созданию здоровьесберегающего образовательного пространства

 

  1. Мониторинг образовательного пространства лицея с целью определения его здоровьесберегающих функций.

  1. 2.    Системный анализ состояния здоровья детей и уровня оздоровительной  работы с целью здоровьесбережения. 

  1. Анализ возможностей учебного процесса  в плане здоровьесбережения обучающихся (определение разделов изучаемых учебных курсов (предметов),   содержание которых обогащает знания учащихся о проблемах здоровьесбережения ( биология, химия и др.).

4. Проектирование здоровьесберегающей деятельности педагогических работников с целью осуществления образовательного процесса на основе здоровьесберегающих технологий.

  1. Разработка вариативных образовательных программ, ориентированных на формирование личного опыта здоровьесбережении учащегося и т.д.).

  1. Разработка здоровьеохранной, административно-хозяйственной и контрольной деятельности руководящих работников по созданию здоровьесберегающей экологии образовательной среды;

  1. Изучение и внедрение передового социального, педагогического опыта по оздоровлению детей
    1. Переход на шестидневку учащихся 1-9 классов в 2013-2014 уч. году.
    2. Внесение изменений в базисный учебный план: (3-й час физкультуры).
    3. Разработка программы формирования     валеологического     мышления     всех     участников образовательного процесса  (дети, педагоги, родители).

10. Корректировка   школьного  банка  информации   о   состоянии   психического и  физического  здоровья детей.

11. Разработка программы повышения квалификации педагогов и медицинских сестер в аспекте здоровьесбережения обучающихся.

 РАЗДЕЛ 6. Обеспечение реализации программы деятельности лицея по созданию здоровьесберегающего образовательного пространства

 

Организационно-методическое обеспечение:

  • Мониторинг здоровья школьников, педагогов, травматизма детей, микросреды ОУ, состояния физического развития обучающихся, диагностика зрения.
  • Спортивно-оздоровительная работа, половое воспитание детей, нравственное здоровье.
  • Разработка методических рекомендаций: по работе спецгрупп на уроках физкультуры, проведение спортивно-оздоровительного часа в школе, динамических пауз на уроке; Организация работы с родителями по проблемам сохранения и укрепления здоровья их детей.
  • Разработка цикла семинаров для педагогического коллектива по здоровьесберегающим и здравье укрепляющим методикам.
  • Мониторинг адаптации детей, имеющих трудности при обучении, к учебному процессу.
  • Введение спецкурсов по ЗОЖ.
  • Организация занятий по ритмике, лечебной физкультуре, хореографии
  • Организация клубной работы ( ЮИД, ДЮП), спортивных секций.
  • Организация физкультурного досуга детей совместно с родителями.
  • Организация мероприятий по ЗОЖ,  ГО и безопасности в различных жизненных ситуациях.
  • Организация отдыха во время перемен.
  • Введение в систему уроков кинезиологических упражнений.
  • Организация работы по профилактическим программам совместно с социальными партнерами.

Психолого-педагогическое и социальное обеспечение:

  •  Сотрудничество учителей лицея  и ППМС-центра (психолого-педагогического медико-социального центра) лицея с целью выработки общей стратегии деятельности, реализации совместных мероприятий, направленных на укрепление психо-физического здоровья школьников.
  • Предупреждение конфликтных ситуаций “учитель-ученик”, “ученик-ученик”, реализация программ, направленных на установление доброжелательных отношений во всем школьном коллективе.
  • Решение проблем, связанных с трудностями, возникающими у учащихся в процессе занятий физической культурой; помощь в преодолении психологического барьера при занятиях физкультурой (имеются в виду трудности, связанные с закомплексованностью учеников в связи с лишним весом, неуспешностью и т.п.), ориентация на успех в физическом развитии.
  • Организация психологических консультаций для учащихся старших классов по вопросам специфики психо-физического развития на определенном возрастном этапе;
    • Психологические консультации для родителей по вопросам сохранения социально-психологического здоровья  детей.
    • Организация психолого-педагогической помощи детям.
    • Обучение детей правильному отношению к собственному здоровью: проведение бесед, воспитательных часов с учётом возрастных особенностей детей с привлечением родителей и социальных партнеров.
    • Создание комфортной атмосферы в лицее и классных коллективах, толерантных отношений всех участников образовательного процесса.

 Медицинское обеспечение:

  • Создание картотеки личных медицинских карт, куда при каждом медицинском осмотре вносятся все показатели.
  • Распределение учащихся по группам здоровья; составление списков учащихся, освобожденных от занятий физической культурой;
  • Беседы врача и медицинской сестры с учащимися о личной гигиене, вредных привычках;
  • Помощь врача и медицинской сестры в организации занятий с учащимися, отнесенными по состоянию здоровья к специальной медицинской группе;
  • Профилактические прививки учащихся и учителей;
  • На основании практических тестов заполнение паспорта здоровья отдельных учащихся, целого класса;
  • На основании практических тестов, заполнение паспорта физического развития учащихся;
  • Посещение учащимися стоматологического кабинета с целью профосмотра и дальнейшего лечения;
  • Посещение учащимися физиотерапевтического  кабинета лицея..
  • Медико-экологическая реабилитация детей с хроническими заболеваниями, медико-педагогическая реабилитация детей–инвалидов.
  • Контроль за медицинским обслуживанием учащихся.
  • Контроль за качеством питания учащихся и учителей в школьной столовой.
  • Обучение учащихся оказанию первой медицинской помощи.
  • .Организация питания детей с учётом всех возможных форм финансирования, в том числе и родительской платы.
  • Определение категории детей, нуждающихся в бесплатном питании.
  • Охват всех обучающихся горячим питанием.
  • Организация витаминных столов.

Физкультурно-оздоровительное обеспечение:

  • уроки физической культуры;
  • мероприятия в режиме учебного дня школы (физкультурные минутки во время уроков,  подвижные игры на переменах, физкультурные занятия в группах продленного дня);
  • занятия с учащимися, отнесенными по состоянию здоровья к специальной медицинской группе;
  • спортивные праздники;
  • соревнования по видам спорта;
  • туристические походы, экскурсии;
  • “Дни здоровья”;
  • спортивные викторины;
  • устные журналы спортивной направленности;
  • теоретические занятия, беседы, семинары;
  • смотр-конкурс физической готовности учащихся;
  • занятия по курсу “Основы безопасности и жизнедеятельности”;
  • тестирование уровня физического развития и двигательных качеств учащихся;
  • наглядная агитация (стенды, плакаты).

Материально-техническое обеспечение:

  • Обеспечение спортивным инвентарем и спортивным оборудованием учебного комплекса, спортивно-оздоровительного центра.
  • Мультимедийное оборудование.
  • Организация смены  видов деятельности обучающихся в течение дня, чему способствует удобное расписание уроков.
  • Проведение ежедневной влажной уборки, проветривание классных комнат на переменах, озеленение классных помещений комнатными растениями.
  •  Ежемесячное проведение генеральных уборок классных помещений.
  • Обеспечение каждого учащегося горячим питанием в столовой.
  • Контроль условий теплового режима и освещённости классных помещений.
  • Привлечение учащихся к занятиям во внеурочное время в спортивных секциях.

РАЗДЕЛ 7. Содержание деятельности педагогического коллектива по реализации проекта «Образовательное пространств0 школы как фактор здоровьесбережения обучающихся»

 

1. Совершенствование нормативно-правовых условий, информационно – методического обеспечения  в целях  сохранение и укрепления  здоровья учащихся.

 

Содержание

Сроки

 

Исполнители

 

1. Анализ состояния здоровья обучающихся  Оформление
аналитических и статистических отчетов о состоянии
их здоровья.
Каждое полугодие Зам.директора по ВР,  мед. работник
2. Издание и анализ локальных и нормативных актов по
сохранению и развитию здоровья обучающихся.

 

 

ежегодно Администрация

 

3 Создание в библиотеке подборки научно– методической литературы по тематике  ЗОЖ.

 

ежегодно  

Зав. библиотекой

 

4.

Отслеживание результатов выполнения Программы через работу МО учителей, Научно-методического  Совета, педагогического совета, Управляющего совета

 

 ежегодно  Администрация

 

 

 

2. Внедрение оптимальной системы  медико-педагогического обеспечения по оказанию помощи детям и подросткам.

 

Содержание

Сроки

 

Исполнители

 

1. Организация оздоровительных режимных моментов в ор­ганизации занятий (зарядка, физ­культминутки, динамические паузы) Ежедневно Учителя-предметники
2. Организация учебных занятий с исключением факторов, негативно влияющих на здоровье учащихся Ежедневно Учителя-предметники
3 Составление расписания уроков, предусматривающее че­редование предметов с высоким баллом по шкале трудно­сти с предметами, которые позволяют частичную релакса­цию учащихся. По полугодиям Зам. директора по УР
 

4.

Мониторинг физического здоровья учащихся по итогам медосмотра Один раз в год Мед. работники
5. Использование диагностики по выявлению наркомании, токсикомании и других вредных привычек среди детей и подростков. ежегодно Зам. директора по ВР, мед. работники
6. Анализ состояния психического здоровья вновь поступив­ших учащихся. 2 раза в год Психолог
7 Проведение общешкольных родительских собраний по ак­туализации ценности здоровья совместно с социальными партнерами 2 раза в год Зам. директора по ВР, классные руководители
8. Проведение методических совещаний на тему «Учет инди­видуальных особенностей школьников». 1 раз в год Зам. директора по НМР, психолог
9. Проведение психологических тренингов для формирова­ния благоприятного морально-психологического климата среди всех субъектов образовательного процесса 1 раз в четверть психологи
10.  Проведение с учащимися коррекционно – оздоровительных мероприятий ( ЛФК, коррекция зрения, дыхательная гимнастика, логопедические занятия, психокоррекция.)  

Постоянно

Учителя – предметники логопед,

психолог

 

11.  Проведение смотров учебных кабинетов на предмет  соответствия  требованиям  санитарно – гигиенических условий к  кабинету.  

Два раза в год

 

Комиссия

12.  Приобретение и установка в кабинетах начальных классов  «люстры Чижевского».  

2013-2014 уч.год.

 

Директор

13.  Обеспечение условий для предупреждения травматизма через:

— организацию досуга школьников во время перемен;

— соблюдение техники безопасности при организации учебно – воспитательного процесса ( на уроках и занятиях в системе доп. образования)

 

Постоянно

 

Педагоги

 

3. Формирование информационных условий с целью обеспечения эффективности управления образовательным процессом по сохранению здоровья учащихся.

 

Содержание

Сроки

 

Исполнители

 

1.  Развитие системы информирования субъектов образо­вательного процесса по вопросам сохранения и разви­тия здоровья.  Весь период Администрация
2. С целью контроля сохранения и развития здоровья уча­щихся:

—   организация социологических исследований, опросов, анкетирования учащихся, родителей и учителей;

—     анализ способов и форм доведения информации до родителей;

—     анализ использования информационного обеспечения для создания здоровьесберегающих условий

 

 В течение года  Директор. Психолог.

Зам. директора

 

3. Включение в планы родительского всеобуча, планы методических объединений, классных руководителей  и план работы школьной библиотеки мероприятий, способствующих повышению эффективности работы по здоровьесбережению детей.

 

Август ежегодно Зам. директора по ВР, классные рук.,зав. библиотекой

 

 

4. Пропаганда здорового образа жизни в системе учебно-воспитательной  деятельности.

 

Содержание

Сроки

 

Исполнители

 

1. Обеспечение выполнения программы по курсу ОБЖ.

 

 

Постоянно Администрация
2. Организация и проведение сборов, соревнований, турпоходов.  Ежегодно Зам. директора по ВР, классные руководители, преподаватель ОБЖ
3 Организация воспитательной работы по возрастам по формированию навыков ЗОЖ:

—   проведение классных часов, Дней здоровья;

—   организация тематических выставок плакатов, рисунков;

—   проведение конкурсов сочинений;

—   проведение массовых спортивных праздников;

—   проведение тематических бесед по пропаганде ЗОЖ

—   проведение профилактических уроков

—   участие в различных образовательных событиях на всех уровнях

 

Весь период

 

Кл. руководители,

ст. вожатая, преподаватели физ. культуры, ОБЖ, учителя-предметники

 

4.

Проведение школьных мероприятий по привитию навыков правильного поведения детей в опасных для жизни ситуациях:

—          Неделя ГО;

—  « Зарница», «Рубеж»

 

По плану

 

Рук-ль ОБЖ, учителя физкультуры

5.  Участие в смотре – конкурсе « Юные инспектора движения» Ежегодно  рук-ль отряда ЮИД
6. Проведение месячника по предупреждению дорожно-транспортного травматизма.

 

ежегодно Зам. директора по ВР,  преподаватель ОБЖ
7. Проведение воспитательных часов и мероприятий по теме « Курение – вред». Итог: выпуск плакатов, посвящённых борьбе с курением и наркотиками.

 

Согласно отд. плана ежегодно Зам. директора по ВР, классные руководители
8. Проведение занятий по профилактическим программам 2 раза в месяц Классные руководители
9. Работа лекторской группы старшеклассников      «В XXI век без наркотиков!».

 

В течение года Кл.рук, зам. директора по ВР
10. Знакомство учащихся с различными системами укрепления и сохранения здоровья.

 

В течение года Кл. рук., соц. партнеры
11. Неделя «Здоровый образ жизни «День здоровья»;

—      «День бегуна»;«День туриста»

—      «Зарница для учащихся 7-11 классов»

—      «А ну-ка, парни!»

—      Соревнования по волейболу, баскетболу, пионерболу, футболу по возрастным группам и сборных команд учителей  с командами старших классов.

—      диспут «Трудно ли быть подростком» —  для учащихся 7-8 классов;

—      диспут «Учимся общению: как избежать конфликта?» — для  учащихся 9-11 классов

—      клуб «Подросток»:

-«Трудно ли быть подростком?»;

-«Отцы и дети» – проблемы взаимопонимания;

— « Хочу  и надо» – как управлять своими желаниями;

-«Мама, я влюбилась» – какая она, первая любовь?;

-круглый стол – «Пойми меня»  для детей с девиантным    поведением и их родителями;

организовать выставку учащихся , родителей и жителей микрорайона «Прикладное творчество»;

—      выставку «Мода для подростков»;

—      выставку рисунков и плакатов  «Я и здоровый образ жизни»;

—      конкурс сочинений:

«Мой любимый вид  спорта», «Почему я дружу с Мойдодыром»;

—      Если хочешь быть здоровым»,  «В здоровом теле – здоровый дух!»;

—      конкурс реклам по ЗОЖ для учащихся 5-11 классов;

—       выпускать информационный бюллетень по охране здоровья;

—      организовать совместную работу детей и родителей по следующим  направлениям:

 

 

 

ежегодно Зам. директора по ВР

 

5. Решение оздоровительных задач средствами физической культуры и спорта.

 

Содержание

Сроки

 

Исполнители

 

1.  Использование на уроках физической культуры новых методов проведения уроков с более высоким уровнем двигательной активности. Постоянно  Учителя физкультуры
2. Комплектование спортивного зала  и спортивно-оздоровительного центра «Эверест»    необходимым  спортивным оборудованием и инвентарем Ежегодно Администрация. Учителя физкультуры
3 Совершенствование спортивно массовой работы через систему дополнительного образования:

—          организация спортивных секций,  танцевального  кружка; хореографии

—          обучение спортивным играм.

 

Постоянно

 

Руководители секций, кружков.

 

6. Организация питания школьников

 

Содержание

Сроки

 

Исполнители

 

1. Организация питания детей с учетом всех возможных форм финансирования (родительской платы, бесплатного питания) Постоянно Директор, кл. руководители
2. Проведение совещаний по вопросам организации и развития школьного питания. 1 раз в четверть Директор
3 Осуществление ежедневного контроля за работой школьной столовой, проведение целевых тематических  проверок В течение года Администрация.

Школьный врач

 

4.

 Улучшение  материально – технической базы столовой

( приобретение и ремонт инвентаря, оборудования), разработка и введение в систему питания новых блюд с учетом изучения запросов учащихся и их родителей

 

Ежегодно

 

Администрация, зав. столовой

5. Проведение работы по воспитанию культуры питания, пропаганде ЗОЖ среди учащихся и родителей через:

—          систему классных часов и родительских собраний

« Режим дня и его значение», «Культура приема пищи»,

« Хлеб – всему голова», « Острые кишечные заболевания и их профилактика» и др.;

—          игры, конкурсы, беседы, ярмарки,

—          встречи с медработником школы

—         встречи с социальными партнерами

 

Постоянно

 

Кл. руководители, мед. работники

6. Анкетирование  учащихся и родителей по вопросам школьного питания. Ежегодно Кл. рук-ли

Зам. директора по ВР

 

7. Организация летнего отдыха детей и подростков.

 

Содержание

Сроки

 

Исполнители

 

1. Организация оздоровительного лагеря июнь ежегодно Начальник лагеря
2. Организация трудового лагеря Июнь ежегодно Начальник лагеря
3. Организация полноценного питания в детских лагерях Июнь ежегодно Директор, зав. столовой
4 Охват летним отдыхом детей различных категорий  июнь – август ежегодно Кл. руководители, Зам. директора по ВР
 

5.

Организация работы кабинета-психолога в

пришкольном лагере

июнь Психолог
6. Координация работы по оздоровлению детей июнь Медсестра
7. Организация не медикаментозных методов  оздоровления

( закаливание, гимнастика, фитотерапия и др.) детей в пришкольных лагерях

 Весь период Медсестра

 

 

РАЗДЕЛ 8.. Координация и контроль реализации Программы 

Контроль  за ходом реализации Программы осуществляет:

  • администрация лицея
  • Совет Муниципального автономного общеобразовательного учреждения города Ростова-на-Дону лицей №14 « Экономический»
  • Администрация и  совет:
  • -анализирует ход выполнения плана действий по реализации Программы, вносит предложения по его коррекции;
  • -осуществляет организационное, информационное и методическое обеспечение реализации Программы;
  • -координирует взаимодействие заинтересованных общественных организаций по  развитию системы  оздоровления детей и подростков;
  • -ежегодно информирует родителей  о выполнении Программы (через родительские собрания).

 РАЗДЕЛ 9.. Критерии эффективности выполнения программы

I. Полнота нормативно-правовой базы, локальных актов в области отношений образовательной здоровьесберегающей среды с обучающимися ОУ.

Показатели:

1.1. Обновленность и законность нормативно-правовой базы в области отношений  в образовательной здоровьесберегающей среде

1.2. Использование нормативно-правовой базы при решении проблем по формированию здоровьесберегающей среды в ОУ.

II. Уровень использования педколлективом и медицинскими специалистами современных технологий,  методов и форм при реализации здоровьеобразовательной деятельности по формированию у школьников знаний, умений и навыков о здоровье и здоровом образе жизни.

Показатели:

    2.1. Наличие банка современных технологий и методов работы по формированию здоровьесберегающей среды в ОУ

2.2. Систематическая работа по профилактике употребления ПАВ и формированию установки на ЗОЖ.

III. Уровень использования педколлективом современных методов и форм при реализации здоровьесберегающей деятельности по осуществлению образовательного процесса на основе здоровьесберегающих подходов.

Показатели:

3.1. Рациональное распределение учебной нагрузки в течение урока, в четверти, в учебном году; устранение в процессе обучения учебной и физической перегрузки через организацию полисубъектного взаимодействия учащихся на уроке, применение приемов здоровьесберегающих образовательных технологий;

3.2 Проведение уроков с позиций здоровьясбережения, применение  пальчиковой гимнастики на уроках в начальной школе; использование на каждом уроке в начальных классах кинезиологических упражнений с учетом сохранения и укрепления здоровья учащихся), уроков с компьютером по профилактическим программам.

3.3. Организация двигательного режима: на уроке: физкультминутки, эмоциональная и мышечная релаксация, возможность перемещения по классу, смена статической позы на динамическую, профилактика зрительного утомления и др.; во внеурочной деятельности: подвижные игры на переменах, внеклассные спортивные занятия, общешкольные соревнования и Дни здоровья, самостоятельные занятия физкультурой;

3.4. Качественная организация и эффективное проведение Дней Здоровья;

3.5. Осуществление мер по профилактике заболеваний, сохранению и укреплению здоровья обучающихся через изучение и использование в своей работе приемов:

  • игротерапии,
  • музыкотерапии,
  • танцетерапии,
  • цветотерапии,
  • психотерапии,
  •  дыхательной гимнастики,

 

  • элементов самомассажа,
  • гимнастики до занятий,
  • мышечной и эмоциональной релаксации,
  • профилактики общего и зрительного утомления,
  • эффективного проведения динамических пауз.
3.6. Разработка совместно с медицинскими работниками методических рекомендаций для учителей по выполнению упражнений:        для профилактики нарушения зрения;     для активизации работы мышц глаз;-   дыхательные упражнения.

3.7.  Внедрение в УВП безотметочного обучения, апробация формы индивидуальной накопительной оценки “Портфолио” ученика;

3.8. Повышение квалификации педагогов (курсовая переподготовка, психолого-медико-педагогические семинары, тренинги).

IV. Уровень использования современных методов и форм при реализации здоровьеохранной административно-хозяйственной и инспекционно-контрольной деятельности руководящих работников по созданию здоровьесберегающей экологии образовательной среды.

Показатели:

4.1. Обеспечение сокращения учебной нагрузки за счет выхода на пятидневку с 1 по 9 классы.

4.2. Ранжирование учебных предметов по балльной нагрузке.

4.3. Соблюдение санитарно-гигиенических требований: проветривание, освещение, влажная уборка учебных кабинетов, воздушно-тепловой режим в школьном здании, содержание в чистоте пришкольного участка и их ограждения.

4.4. Создание условий для качественного проведения уроков физкультуры и спортивно-кружковой работы: улучшение материально-технической базы, своевременный ремонт спортзалов, предоставление учителям физкультуры всех сведений медицинского и психологического сопровождения для определения оптимальной индивидуальной физической нагрузки для каждого ученика.

4.5. Использование технических, аудиовизуальных и иных средств обучения и воспитания; учебников и иной издательской продукции при наличии санитарно-эпидемиологических заключений о соответствии их санитарным требованиям.

4.6. Обеспечение учебной мебелью в соответствии росто-возрастными особенностями обучающихся.

4.7. Организация рационального питания учащихся.

4.8. Организация двигательного режима (увеличение времени на перемены, включение в режим дня динамического часа, организация внеклассных спортивных секций и кружков).

4.9. Организация работы групп корригирующей гимнастики и лечебной физкультуры.

4.10. Совершенствование методической работы в направлении здоровьесбережения:

  • организация повышения квалификации педагогических кадров по внедрению в образовательный процесс здоровьесберегающих технологий;
  • организация практико-методических спецкурсов, тренингов по проблеме здоровьесбережения для педагогических работников лицея
  • стимулирование осуществления исследовательской и опытно-экспериментальной деятельности в области здоровьесбережения;
  • обобщение педагогического опыта работы по здоровьесбережению.

4.11. Организация прохождения обучающимися и педагогическими работниками медицинских осмотров.

V. Уровень использования современных методов и форм при реализации медико-реабилитационной деятельности медицинскими специалистами по сохранению и укреплению здоровья учащихся.

Показатели:

Организация системы мер медико-педагогической реабилитации:

5.1. Медицинский контроль за физическим воспитанием обучающихся.

5.2. Санитарно-просветительская поддержка школьных мероприятий, направленных на формирование у учащихся активной позиции в выборе здорового образа жизни.

5.3. Работа лектория для родителей “Мы выбираем здоровье”.

Система мер медико-биологической реабилитации включает:

5.4. Санитарно-гигиенический контроль в ОУ.

5.5. Прививочная работа.

5.6. Диспансеризация и медицинский контроль за физическим развитием учащихся.

5.7. Профилактическое лечение адаптогеннами, витаминами  с целью иммуностимуляции.

5.8. Противорецидивное лечение детей с хронической патологией фитотерапией, физиотерапией, массажем.

РАЗДЕЛ 9. Общие выводы

 

1. Проект «Образовательное пространств0 школы как фактор здоровьесбережения обучающихся» представляет собою инновационную структуру организации деятельности педагогического коллектива лицея по решению важнейшей задачи современного образования и воспитания детей – развитие опыта здоровьесбережения учащихся, воспитание ценностно-смыслового отношения к своему здоровью.

2. Образовательное пространство современной школы становится фактором здоровьесбережения обучающихся, что концептуально определяется  следующими положениями:  ценностно-смысловые  идеи  сохранения и укрепления здоровья  выступают в качестве идеалов и смыслов  жизнедеятельности человека,  цели и ресурса развития личности; функции  здоровьесбережения образовательного пространства школы состоят  в актуализации ценностей и смыслов здоровьесбережения личности,  в  стимулировании личностной установки и способности обучающихся к здоровьесбережению, в формировании опыта здоровьесбережения личности; содержание и технологии  здоровьесберегающей деятельности представлены  знаниями  о ценностях здоровьесбережения и здорового образа жизни, способами  и технологиями деятельности по здоровьесбережению, развитию индивидуального  опыта  обучающихся по сохранению и укреплению своего здоровья; в качестве условий формирования опыта здоровьесбережения обучающихся выступают  принципы (гуманизации, целостности, развития, индивидуализации, субъект-субъектного  взаимодействия педагога и обучающихся, личностно-ориентированной поддержки обучающихся); результативно-оценочное осмысление обучающимися опыта здоровьесбережения отражено в мотивах, ценностях, знаниях, способах, компетенциях, определяющих здоровый образ жизни.

    3.  Структурно-функциональная модель образовательного здоровьесберегающего пространства современной школы,  ориентированной на здоровьесбережение обучающихся, включает:  ценностно-целевой, содержательно-информационный, деятельностно-практический и результативно-оценочный компоненты. Ценностно-целевой компонент модели образовательного здоровьесберегающего пространства школы объединяет  участников педагогического процесса вокруг социально, педагогически и личностно значимой задачи —  здоровьесбережение  обучающихся. Содержательно-информационный компонент представляет собою пропаганду ценностей и смыслов здорового образа жизни и педагогики здоровья среди обучающихся; включает организацию структуры управления формированием   образовательного здоровьесберегающего пространства школы; обеспечивает взаимодействие педагогов и обучающихся  по реализации целей здоровьесбережения. Педагог раскрывает и актуализирует ценностно-смысловые функции здоровьесбережения; стимулирует  деятельность обучающихся по овладению опытом здоровьесбережения, создает среду, помогающую в реализации здоровьесберегающих  умений в различных формах. Деятельность обучающихся заключается в   освоении и реализации ценностно-смысловых функций здоровьесбережения, знаний о ценностях здорового образа жизни,  способов сохранения и укрепления здоровья, самосозидания себя как здоровьесберегающего человека. Деятельностно-практический компонент модели образовательного пространства школы представляет  организацию опыта здоровьесбережения через здоровьесберегающие технологии. Результативно-оценочный компонент модели образовательного пространства школы представлен диагностикой и рефлексией опыта здоровьесбережения обучающихся.

4.  Возможности учебного процесса и внеучебной деятельности в формировании опыта здоровьесбережения обучающихся состоят в усилении здоровьесберегающих функций содержания образования и  педагогических технологий, во взаимодействии обучающихся и педагогов при овладении опытом здоровьесбережения; в  актуализации потребности обучающихся в здоровом образе жизни; в реализации возможностей   их индивидуально-личностного самоопределения в сфере здоровьесбережения.

5. . Программа реализации возможностей образовательного пространства школы в здоровьесбережении обучающихся включает:    построение учебного процесса и внеучебной деятельности,  их  научно-методическое и психолого-педагогическое сопровождение,  обеспечивающих создание условий для формирования опыта здоровьесбережения обучающихся.

6.  Содержание деятельности учащихся в здоровьесберегающем пространстве образовательного учреждения (лицея) насыщается реальными потребностями детской жизни, жизненными  ситуациями  проживания здоровьесберегающей деятельности, нравственно ценных состояний, приобретения опыта здоровьесбережения, расширяются возможности диалога и сотрудничества детей со взрослыми в решении проблем здоровьесбережения.

7.  Эффективность реализации проекта обеспечивается  научно-методическим  обоснованием и организационно-содержательным обеспечением  деятельности педагогического коллектива по созданию здоровьесберегающего образовательного пространства лицея, обеспечивающего сохранение и укрепление здоровья обучающихся, повышения качества обучения и воспитания.

Опрос  обучающихся показал, что образовательное  пространство лицея меняется в плане обогащения его здоровьесберегающих функций. Учащиеся отмечают, что в лицее реализуется право ученика на здоровьесберегающее образование (80% опрошенных),  осуществляется пропаганда здорового образа жизни, сохранения и укрепления здоровья обучающихся (70%), образовательный процесс в школе организован на принципах здоровьесбережения обучающихся (75%), хорошо организовано физическое воспитание обучающихся  (75%), есть условия для здоровьесбережения учащихся (организация питания, режим занятий, занятия спортом и др.) (70%), создается  атмосфера благополучия обучающихся  (68%).учащиеся удовлетворены  тем, как в лицее организуется  здоровьесберегающую   деятельность (80%).  Данные опроса (2010-2013 гг) отражены в таблице.

Таблица

Оценка обучающимися образовательного здоровьесберегающего пространства лицея

   2010-2011гг 2012-2013 гг
                 Содержание оценочных суждений Да    Нет    

в %

Да    Нет

      в%

1

 

В лицее утверждаются  ценности здорового образа жизни,  право ученика на сохранение  и укрепление здоровья 50 50 80 20  
2. В лицее проектируется   здоровьесберегающее воспитание обучающихся 40 60 70 30  
3   В лицее создается  атмосфера благополучия обучающихся 35 65 68 32  
4 В лицее   осуществляется пропаганда здорового образа жизни, сохранения и укрепления здоровья обучающихся 35 65 70 30  
5  Образовательный процесс организован на принципах здоровьесбережения обучающихся 35 65 75 25  
6 В  лицее широко используются компьютерные технологии пропаганды здорового образа жизни 30 70 55 45  
7 В лицее создана система по сохранению и укреплению здоровья обучающихся 35 65 75 25  
8 В лицее обучают приёмам  ведения здорового образа жизни 45 55 65 35  
9 В лицее есть условия для здоровьесбережения учащихся (организация питания, режим занятий, занятия спортом и др.) 50 50 70 30  
10 В лицее хорошо организована работа по предупреждению вредных привычек ( беседы, консультации, тренинги) 35 65 55 45  
 11 В лицее   хорошо организовано физическое воспитание обучающихся (уроки физкультуры, работа секций, соревнования,  дни здоровья и т.д.) 65 35 75 25  
 12 Вы удовлетворены  тем, как лицей организует здоровьесберегающую   деятельность учащихся 30 70 80 20  

РАЗДЕЛ 10. Трансляция полученного опыта

Опыт деятельности Лицея по реализации проекта «Образовательное пространств0 школы как фактор здоровьесбережения обучающихся» будет распространяться в следующих формах: в лицее:  семинары для учителей;  научно-практические конференции  учителей и учащихся; творческие отчеты руководителей воспитательных центров;  педагогический лекторий для родителей; в городе: проведение научно-методических семинаров для  руководителей образовательных учреждений, участие  детей в городских и областных конкурсах,  работа в секциях Донской академии юных исследователей и т.д.

Предусматривается участие учителей и руководителей в  научно-практических конференциях, международных форумах, организуемых в городе.

. Основные идеи и результаты  реализации  проекта обсуждались на  педагогических советах в  лицее «Экономический»№14 города Ростова–на-Дону (Ростов-на-Дону, 2010-2012; на научно-практических конфе­ренциях: «Современные проблемы здоровьесбережения» (Ростов-на-Дону, 2010); «Интегрированный подход в психолого–педагогической подготовке современного учителя» (Таганрог, 2010),  на 1У Международном педагогическом форуме «Воспитание гражданина, человека культуры и нравственности — основа социальной технологии развития современной России»,  Ростов-на-Дону, 2012;  на У1 Международной научно-практической конференции «Современный учитель: личность и профессиональная деятельность»,  Москва, 2012; на 1У Международной научно-практической конференции «Освоение и внедрение  современных образовательных технологий в учебный процесс», Москва, 2013;  на городской научно-практической конференции по здоровьесбережению (Ростов-на-Дону, 2011); на конкурсе проектов с использованием здоровьесберегающих технологий (Ростов-на-Дону, 2011).

Основные идеи и результаты опыта  реализации проекта «Образовательное пространство школы как фактор здоровьесбережения обучающихся» представлено в следующих публикациях автора.

1.  Кофанова Л. В.,  Здоровьесбережение как фактор интеграции [Текст] Л.В. Кофанова //Сборник научных трудов межвузовской научно-практической конференции «Интегрированный подход в психолого-педагогической подготовке  современного учителя», Таганрог, 2010. С.191-206.

   2. Кофанова Л.В., Новые здоровьесберегающие подходы к учебно-воспитательному процессу [Текст] Л.В. Кофанова //Научно-методический журнал «Региональная школа управления», Ростов –на –Дону, 2010, №2,  С.74-79.   8.    Кофанова Л.В., Здоровьесбережение учащихся как проблема современного образования [Текст] Л.В. Кофанова // Материалы 1У Международного педагогического форума «Воспитание гражданина, человека культуры и нравственности — основа социальной технологии развития современной России».  Ростов-на-Дону, 2012,

3. Кофанова Л.В.,  Проблемы здоровьесбережения учащихся в деятельности  современного учителя [Текст] Л.В. Кофанова // «Современный учитель: личность и профессиональная деятельность. Материалы У1 Международной научно-практической конференции. Москва, 2012, С. 142-148.

4. Кофанова Л.В., Образовательное пространство современной школы как фактор здоровьесбережения учащихся [Текст] Л.В. Кофанова  // Освоение и внедрение  современных образовательных технологий в учебный процесс. Материалы 1У Международной научно-практической конференции.  Москва, Спутник, 2013. С. 44-49.

Разработчик проекта «Образовательное пространство школы как фактор здоровьесбережения обучающихся» и программы: его реализации   в условиях Муниципального автономного образовательного учреждения Лицей №14 «Экономический»

Кофанова  Людмила  Владимировна,   учитель биологии и химии,   соискатель кафедры педагогики и педагогической психологии факультета психологии Южного федерального университета.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Использованная литература

 

  1. Апанасенко Г.Л., Попова Л.А. Медицинская валеология. — Ростов н/Д.:Феникс, 2000. .
  2. .   Бабенкова Е.А. Как помочь детям стать здоровыми: Метод, пособие / Е.А.Бабенкова. — М.:  ООО «Издательство Астрель»:  ООО «Издательство ACT», 2003.
  3. .      Безруких М.М. Школьные факторы риска и здоровье детей // Магистр. —1999.-№3.-С. 30-38.
  4. .      Васильева О.С., Филатов Ф.Р. Психология здоровья человека: эталоны,представления, установки: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведе­ний. — М.: Изд. Центр «Академия», 2001. .
  5. Касаткин  В.Н. «Медико-психологические  программы  укрепления  здоровья  детей», 1999.
  6. . Методические рекомендации: здоровьесберегающие технологии в обще­образовательной  школе:   методология  анализа,   формы,  методы,  опыт применения / Под редакцией М.М. Безруких, В.Д. Сонькина. — М.: Триадафарм, 2002..

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение

Уроки Здоровья.

Тема урока: «Рациональное питание»

Цели:

  • овладение доступными методами изучения человека;
  • формирование на базе усвоенных знаний и умений научного мировоззрения;
  • гигиеническое воспитание;
  • формирование здорового образа жизни, способствующего сохранению физического и нравственного здоровья человека;
  • установление гармонических отношений с природой, со всем живым как главной ценностью на Земле, с обществом, самим собой.

Задачи: на основе повторения знаний об обмене веществ, функциях и строении системы органов пищеварения, используя компьютерные технологии, сформировать представление о гигиенических условиях здорового питания и его режиме.

Оборудование:

  • компьютерный класс
  • диск “Открытая биология”.

Человек есть то, что он ест.

Скажи мне, что ты ешь, и я скажу, кто ты.

ХОД УРОКА

I. Вступительная часть

Ваше здоровье – самое ценное, что есть у вас. На всю жизнь вам дается только один организм. Многие болезни – всего лишь результат неправильного питания. На этом уроке вы узнаете, что качество жизни можно улучшить благодаря правильному питанию.

Итак, начнем со следующих вопросов. Что такое пища и почему она необходима каждому из нас? Какие главные питательные вещества пищи? Но начнем мы с того, вспомним, как устроена пищеварительная система и как она функционирует.

II. Основная часть

1-й биохимик. Белки – природные полимеры, состоящие из аминокислот (Приложение, слайд 3).
Аминокислоты – соединения, в молекулах которых содержится несколько функциональных групп (слайд 4).
Обратите внимание на мониторы. Там показано образование пептидной связи, а также гидролиз полипептида (слайд 5, 6).
Белки – важнейший компонент пищи. От них зависят жизненные основные процессы в организме: обмен веществ, раздражимость нервов, способность к росту, размножению. К белковым веществам относятся: гемоглобин, ферменты, некоторые гормоны. Несмотря на то, что белки составляют одну четвертую часть человеческого организма, единственным источником их образования в организме являются аминокислоты белков пищи. Вот почему белки совершенно необходимы в питании человека. Равноценны ли для человеческого организма все белки? Нет. Посмотрите на таблицу “Содержание незаменимых АК в продуктах питания” (слайд 7)
Можно сделать вывод, продукты должны быть разнообразными, только тогда организм будет получать оптимальное количество АК.

Учитель: Найдите в таблице “Содержание органических веществ в продуктах питания” продукты, особенно богатые белками. Назовите их (слайд 13).

2-й биохимик. Углеводы – обширный класс органических соединений. В клетках живых организмов углеводы являются источниками и аккумуляторами энергии. Они входят в состав многих важнейших природных соединений, выступают в роли регуляторов важнейших биохимических процессов. Соединяясь с белками и липидами, углеводы образуют сложные высокомолекулярные комплексы, составляющих основу живой материи. Давайте вспомним известные нам группы углеводов (слайды 8, 10, 11).
Особое место среди углеводов принадлежит глюкозе. Она необходимый компонент пищи, так как при ее окислении выделяется больше трети используемой в организме энергии. Нервные клетки и клетки головного мозга работают только на глюкозе. Однако мы получаем глюкозу периодически, а нервным клеткам энергия необходима каждую секунду. Глюкоза запасается впрок в клетках печени и мышц в виде полисахарида, называемого гликогеном (слайд 9).

Учитель: Воспользуйтесь знакомой вам таблицей, определите продукты, наиболее богатые углеводами, назовите их (слайд 13).

3-й биохимик. Жиры относятся к классу химических соединений, носящих общее название липиды. Липиды – это сложные органические соединения с близкими физико-химическими свойствами, которые содержатся в растениях, животных, микроорганизмах. Их общие свойства – нерастворимость в воде, наличие в молекулах длинных углеводородных радикалов и сложноэфирных группировок. Пищевые жиры являются подлинными концентратами энергии. При окислении 1г жира выделяется 9,3 кКал, т.е. в 2,25 раз больше, чем при окислении белков и углеводов.
Полное исключение жиров из рациона приводит к серьезным нарушениям здоровья. Недостаток жирных кислот приводит к задержке развития растущего организма, нарушениям структуры и функции клеточных мембран, воспалению кожных покровов. При избыточности жирных кислот возрастает опасность развития атеросклероза (слайд 12).

Учитель: Вновь хочу направить вас к знакомой таблице. Выполните аналогичное задание, связанное с жирами.

Ученики находят в таблице и называют продукты растительного и животного происхождения особо богатые жирами (слайд 13).

Учитель: Основоположники разных школ питания пытаются ответить на извечные вопросы науки о питании: как, когда, сколько и что есть? Помогут разобраться в этих вопросах диетологи. Представляем им слово.

1-й диетолог. Долгое время придерживались мнения, что поесть — значит “заправить” организм порцией “горючего”, не важно, какого и в каком количестве, лишь бы ярко пылало пламя обменных процессов и давало необходимую для жизнедеятельности человека энергию. Поначалу никому и в голову не приходило ограничивать себя в еде, считалось: чем больше съешь, тем больше пользы. Впоследствии выяснилось, что при избыточном питании организм как бы задыхается от обилия пищевых веществ и калорий и аккумулирует их в виде жиров. Кому из нас не знакомо стремление впихнуть в свое чадо как можно больше калорийной пищи? “За папу, за маму…”

Идет в знакомом театре драма,
Спектакль с названием “Обед”,
Играют роли папа с мамой,
Сынишка, бабушка и дед.
Ну, ешь, сыночек. Ты хороший.
Ну, открывай же шире рот.
И папа хлопает в ладоши,
И мама суп сынишке льет.
Дед нарядился Фантомасом,
Устроил целый карнавал,
Чтоб внучек взял кусочек мяса,
Чтоб макаронину сжевал.
С тарелкой папа, с вилкой — мама,
В руках у бабушки салат …
А не назвать ли эту “драму”
Комедией “Кто виноват?”

Перекармливание с детства формирует устойчивый рефлекс к постоянному жеванию, насыщению пищей до предела.
Старинная индийская притча гласит: бог при рождении каждого человека отмеряет ему то количество пищи, которое он должен съесть. Тот, кто сделает это слишком быстро, быстрее умрет.

2-й диетолог. Посмотрите на монитор. Вы видите здесь перечень продуктов. Все они содержат различные органические вещества, о которых здесь уже шла речь. Но мы не вспомнили о витаминах. Потребности в них малы, но роль их в нашей жизни велика. Обмен веществ без них не будет проходить нормально. Недостаток витаминов вызывает различные болезни. Рассмотрите таблицу на мониторе (слайд 13). Какие витамины надо принимать, чтобы не заболеть рахитом? (Витамин Д) А что нужно делать, чтобы избежать простудных заболеваний? (Витамин С) В каких продуктах больше всего содержатся эти витамины?

Ученики дают ответы, используя таблицу.

Учитель: для полноценного питания важен не только баланс белков, жиров и углеводов, но и присутствие витаминов, микроэлементов. Только в этом случае еда будет приносить пользу организму.

3-й диетолог. Но и этого недостаточно! Для полноценного питания необходимо учитывать энергетическую ценность продуктов. У различных категорий людей потребности в энергии различны и зависят от рода их деятельности. Для учащихся вашего возраста эта потребность равна 2700кКал в сутки. Эти калории не должны поступать в организм за один-два раза. Принимать пищу следует 4–5 раз в день. Давайте посмотрим на схему распределения калорийности пищи в течение суток. (слайд 14).

Учитель: Проанализировав ваши анкеты, мы выявили главный недостаток в вашем питании. Невысокая калорийность завтрака, прием пищи 2–3 раза в день, поздний ужин.

III. Заключительная часть

Учитель: Все, что мы обобщили на сегодняшнем уроке, подводит нас к мысли о том, что питание должно быть рациональным. Из чего складывается это понятие? Давайте посмотрим на монитор компьютера. (слайд 15). Все три компонента чрезвычайно важны, используя, их мы составим проект “Рациональное питание школьника”.

Учащиеся:

1. Прием пищи не реже 4–5 раз в сутки.
2. Перерыв между приемами пищи не более 6 часов.
3. Тщательное пережевывание пищи.
4. Не ужинать позже, чем за 1,5–2 часа до сна.
5. Разнообразие пищи.

IV. Домашнее задание. Составить и рассчитать калорийность меню обеда школьника. Работу выполнить в текстовом процессоре Microsoft Word.

Учитель: Закончить урок можно словами известного диетолога: “…Одно только поколение правильно питающихся людей возродит человечество и сделает болезни столь редким явлением, что на них будут смотреть как на нечто необыкновенное”.

Всем спасибо!

Оставить комментарий