Евтушенко Людмила Николаевна, учитель начальных классов,
МОУ лицей №14 «Экономический», г.Ростова-на-Дону.
Урок математики в 4 классе.
Тема: Действия с многозначными числами. Путешествие к пирамиде Хеопса.
Цели урока:
- Закрепление вычислительных навыков и умения решать задачи с многозначными числами;
- Расширение представления учащихся о математике как науке, способствующей познанию мира;
- Воспитание интереса к предмету, аккуратности и точности в работе.
Форма проведения урока: заочная экскурсия к пирамиде Хеопса.
Оборудование: компьютер, мультимедиа экран, иллюстрации, аббаки.
Ход урока.
I. Организация начала урока. Постановка цели и задач урока.
Ребята, давайте скажем друг другу и гостям хорошее слово: «Здравствуйте!»
Давайте задумаемся: что же такое математика? Для чего она нам нужна? (ответы детей).
Знаменитый философ Платон утверждал, что «Математика – это идеальный мир чисел и фигур». Другой учёный Галилей называл математику «языком, на котором написана книга природы».
Сегодня на уроке мы постараемся расширить наше представление об этой науке, опираясь на ваши умения выполнять действия с многозначными числами. (Оформление тетради).
Что в математике является главным? Без чего мы не можем обойтись? Почему?
Основным элементом математической науки является число. Магическим считается число «7». Какие ассоциации связаны у вас с числом 7?
Ответы: 7 дней в неделе, 7 нот в музыке, 7 цветов радуги, 7 чудес света. Семь раз отмерь – один раз отрежь.
Жизнь каждого из нас связана с числами. А люди, рождённые 7 числа, обладают космической энергией и огромным интеллектом. Кто родился 7 числа? Какого месяца?
Но это не значит, что рождённые другого числа считаются менее талантливыми и умными. Именно это вам и предстоит сегодня доказать.
II. Заочная экскурсия к пирамиде Хеопса.
1.Актуализация знаний учащихся.
Одно из семи чудес света находится в Африке, в государстве Египет, недалеко от поселения Гиза. Кто знает что это? Это пирамида Хеопса. Она – древнейшее из чудес света, которое сохранилось до наших дней. Свое название она получила от имени её создателя — царя-фараона Хеопса.
А вы хотите отправиться в путешествие к пирамиде? Дети нашего лицея тоже хотят отправиться с вами. Для этого давайте сначала сформируем экскурсионные группы.
2. Решение задачи.
Для экскурсии к пирамиде Хеопса сформировали 3 группы туристов. В первой группе было 33 человека, что на 8 человек больше, чем во второй группе. Сколько человек было в третьей группе?
Можем ли мы решить эту задачу? Нет.
Почему?
Дополним задачу недостающими данными. Всего в трёх группах 86 туристов.
Решение: 86-(33+(33-8))=28 (туристов)
3. Устный счёт.
Но прежде чем мы отправимся в путешествие, у меня есть 4 билета класса «люкс». Чтобы получить билет нужно решить правильно и быстро примеры на карточке. Время ограничено временем устного счёта.
Группы мы сформировали. А теперь, выясним, какой маршрут достанется каждой группе. Номер маршрута – это ответ последнего примера. Сейчас мы с вами устно по группам решим эти столбики примеров.
3 группы туристов — 3 ряда учеников. Ученики по очереди выходят к доске по одному и записывают ответы. Оценивается правильность ответов и скорость выполнения.
356+124=480 320 : 40=8 175*2=350
480 : 3=160 8 · 15=120 350 + 170= 520
160 * 6=960 120 : 30=4 520 : 4 =130
960: 30=32 4 * 92=368 130 * 7 =910
32 + 298=330 368 – 159=209 910 – 460 =450
Давайте посмотрим, какой маршрут достался каждой группе.
Кто получил заветный билет? Подведение итога конкурса.
4. Решение задачи.
Итак, представим себя у подножия пирамиды (у её основания).
Высота пирамиды Хеопса 146 м (как 50-ти этажный небоскрёб). В своём первоначальном виде это была сверкающая белая гора, склоны которой отражали солнечные лучи. Поэтому её и назвали одним из чудес света. Но природа безжалостна. За эти годы пирамида изменила свой облик. Из-за наступления песков она уменьшилась по высоте на 9 метров. Какой стала её высота теперь?
146-9=137 метров.
Нам предстоит обойти вокруг пирамиды.
Длина каждой стороны основания пирамиды 233 метра. Найдите периметр её основания.
Р =233*4=932 метра.
Это расстояние больше или меньше километра? На сколько метров меньше? (на 68 метров).
5. Физминутка
В жаркую сухую погоду наш путь обещает быть нелёгким. Поэтому перед дорогой нужно хорошо размяться.
Фараон в Египте жил головой своей крутил,
Вот так, вот так головой своей крутил.
Вперевалочку ходил у фонтана руки мыл,
Вот так, вот так у фонтана руки мыл.
В тихий час ложился спать – пора глазки закрывать,
Фараон проснулся,
Сладко потянулся.
От души мы потянулись
И за парты все вернулись.
6. Решение задачи.
А вы знаете, что пирамида Хеопса — величайшее сооружение, когда-либо воздвигнутое человеком. Не сохранилось никаких сведений о том, как она строилась. Но изучение всех пирамид позволяет представить, какие методы и инструменты использовали древние строители.
10 лет — велись подготовительные работы (прокладывалась дорога для доставки каменных блоков, укладывали основание).
Давайте выясним, сколько это месяцев? (120)
Вычислим, сколько это дней?
365*10=3650 дней.
Каменотесы по чертежам вырубали из скалы блоки определённого размера. Большинство их имели длину стороны 1м 30 см и весили 2500 кг, но были и огромные – по200000 кг.
Какова разница между наибольшим и наименьшим весом блоков?
200000-2500=197500 (кг.)
Посмотрите, блоки, какой массы могли поднимать люди.
На приготовление 5 каменных блоков потребовалось 40 дней. За сколько дней будут изготовлены 30 блоков?
40: 5=8 (дней)
8*30=240 (дней)
Как ещё можно решить эту задачу?
5 блоков – 40 дней
30блоков — х дней
Во сколько раз 30 больше 5?
Во сколько раз х больше 40?
30 : 5 * 40=240 (дней)
7. Продолжаем экскурсию.
Когда каменный блок был готов, его взваливали на подставку, напоминающую сани, закрепляли верёвками и волокли к строительной площадке.
Тут наступала очередь самой тяжёлой работы: каменные блоки при помощи канатов и рычагов затягивали на верхнюю площадку строящейся пирамиды. Там рабочие укладывали блок на указанное архитектором место с точностью до миллиметра. И чем выше поднимались, тем опаснее становилась работа.
Как вы думаете, почему люди смогли построить пирамиду? (работали дружно, организованно, ответственно). И если вы будете работать также, то справитесь с любым заданием.
Сейчас, я познакомлю вас с интересными фактами, связанными со строительством пирамиды. А вам предстоит сложная задача, не просто запомнить информацию, но и записать эти данные в тетрадь.
- Строительство пирамиды Хеопса продолжалось 30 лет;
- 100000 человек работали за это время;
- Подготовительные работы вели 40000 человек, хотя по подсчётам учёных , только 8000 человек могли бы строить пирамиду, не мешая друг другу;
- Площадь основания пирамиды 53000 кв. метров, здесь могло бы поместиться 10 футбольных полей;
- Уложено более 2000000 каменных блоков – всё это лишь для того, чтобы сложить гробницу для одного единственного человека, пусть даже царя.
- 47 веков стоит пирамида Хеопса. Сколько это лет? (4700 лет)
III. Итог урока.
Итак, наша экскурсия подошла к концу. Вам понравилось? Что нового, интересного вы узнали?
Что вы расскажите своим друзьям о пирамиде Хеопса?
С какими числами мы работали на уроке?
IV. Домашнее задание.
Но есть и другие пирамиды. Узнать о них вы можете, изучая историю, и читая познавательную литературу. Дома найдите интересные сведения о других пирамидах или чудесах света и придумайте вопросы, ответив на которые нужно решить задачу.
По поводу происхождения и устройства пирамид учёные выдвигают самые невероятные гипотезы (предположения), например:
- Пирамиды построены инопланетянами, явившимися с далёких звёзд, чтобы оставить нам каменные послания;
- Пирамиды заключают в себе математическую тайну, которой владели египтяне, и если мы раскроем её, то сможем установить даты всех предстоящих событий;
- Древние египтяне при помощи таинственных сил пытались предохранить свои гробницы от вторжения посторонних, поэтому многие учёные поплатились за своё любопытство жизнью.
Так или иначе, разгадка тайн пирамид до сих пор не найдена. Может, кому-нибудь из вас удастся это сделать? Для тренировки своих вычислительных навыков каждый получает карточку с домашним заданием.