Разработка урока биологии
в 8 классе по теме:
«Охрана окружающей среды. Профилактика заболеваний
органов дыхания»
подготовила учитель биологии и химии
высшей квалификационной категории
МАОУ лицей №14 «Экономический»
Ющенко Татьяна Михайловна
Ростов-на-Дону
2012 г.
Тема: «Охрана окружающей среды. Профилактика заболеваний органов дыхания».
Планируемые результаты:
Личностные результаты:
- представление о многообразии жизни и сложных взаимосвязях в биосфере, позволяющее вырабатывать осознанную и осмысленную позицию в отношении биологических процессов и явлений, своего места в мире;
- понимание уникальности и уязвимости жизни как природного явления, осознание ценности жизни человека и других живых существ Земли;
- установка на здоровый образ жизни;
- уважительное отношение к мировой и отечественной науке;
- способность продолжать изучение биологии, осуществляя сознательный выбор своей индивидуальной траектории учения.
Метапредметные результаты:
- способность регулировать свою познавательную и учебную деятельность: формулировать вопрос в проблемной ситуации, искать способы действия для решения новой задачи, контролировать и оценивать ход уяснения содержания;
- умения и навыки экспериментирования (планирования опыта и наблюдения, подбора и использования оборудования и материалов с учётом возможных ограничений экспериментирования, соблюдения правил техники безопасности, описания и интерпретации результатов);
- умение осуществлять информационный поиск для решения задач в учебной, справочной, научно-популярной литературе, в сети Интернет, других поисковых системах;
- умение работать с информацией, представленной в разнообразных знаковых формах (тексты, схемы, таблицы, картосхемы, разрезы и пр.);
- умение использовать модели объектов и процессов для оценки воздействия разных факторов на ход процессов и прогнозирования изменений систем (в рамках изученного);
- способность осуществлять содержательное взаимодействие с другими участниками совместного исследования или учения; описывать и характеризовать результаты своей исследовательской и практической деятельности, превращая результат своей работы в продукт, предназначенный для других.
Предметные результаты:
- понимание структурно-функциональных связей в биологических системах, позволяющее определять функции биологической системы по её текстовому описанию или графическому изображению и описывать особенности биологической структуры по её функции в биологической системе более высокого уровня организации;
- понимание физиологических процессов организма в их взаимосвязи и динамике, позволяющее предсказывать последствия для организма нарушения одного из основных физиологических процессов путем выявления прямых и обратных, положительных и отрицательных связей; оценивать влияние на организм человека факторов среды; использовать знания о физиологических процессах для обоснования санитарно-гигиенических норм и правил здорового образа жизни;
План урока
Актуализация и мотивация знаний.
Фронтальный опрос.
Какое открытие было экспериментально сделано Лавуазье? (состав воздуха)
Как изменяется состав вдыхаемого и выдыхаемого воздуха?
Как осуществляется газообмен в легких?
За счет чего происходит вдох и выдох?
Что происходит во время кашля и чихания?
Важно ли знать, чем мы дышим?
Изучение нового материала.
Еще Гиппократ говорил, что если много людей болеет одними болезнями, значит, причину следует искать в том, чем пользуются все…
Как вы понимаете эти слова?
Презентация «Загрязнение атмосферы».(слайды 1 -10)
Распределите факторы загрязнения атмосферы по источникам загрязнения и сделайте таблицу.
Факторы: вырубка лесов, дыхание, фотосинтез, автомобильный транспорт, ТЭЦ, климатические условия, сжигание мусора, использование пластиковых пакетов, сжигание листьев.
Абиотические факторы | Биотические факторы | Антропогенный фактор |
Какие органы дыхания больше страдают от загрязнений атмосферы?
(Слайды 11 – 14)
Вредное влияние пыли на организм (стр. 145)
Действие никотина на органы дыхания (стр. 144).
Презентация «Вредные привычки»
Лабораторная работа: «Содержание смол в табачном дыме» (Набор лабораторного оборудования по биологии).
Оборудование:
Угловой зажим 02043.00
Поддерживающее основание регулируемое 02001.00
Поддерживающая стойка стальная 02032.00
Универсальный зажим 37715.00
Стеклянная трубка 200 мм.
Наружный диаметр 8 мм 64807.00
Пинцет прямой остроконечный 64607.00
Ножницы прямые 64798.00
Резиновая груша со стеклянной трубкой 64170.00
Резиновая т рубка внутренний диаметр 6 мм 39282.00
Коническая колба с узким горлышком 250 мл 36124.00
Стеклянная воронка верхний диаметр 80 мм 34459.00
Круглый фильтр 32977.03
Глицерин 250 мл
Хлорид натрия (поваренная соль) 500 г
Вата белая 100 г
Сигареты различных классов с фильтром и без.
Демонстрация проводится в вытяжном шкафу или хорошо проветриваемом классе.
Ход работы:
- поместите небольшую пробку из ваты в стеклянную трубку, чтобы она закрывала трубку с одной стороны.
- Заполните трубку солью примернотак, чтобы оставался свободный конец трубки на 1,5 – 2 см. Чтобы сделать это поместите открытый конец трубки в хлорид натрия и порционно заполняйте трубку.
- Закройте второй конец трубки второй ватой.
- Используйте универсальный зажим, угловой зажим и подставку, чтобы закрепить подготовленную трубку горизонтально. Подсоедините один конец к резиновой груше, она будет служить для нагнетания воздуха
- Подсоедините примерно 5 см резиновой трубки к другому концу стеклянной трубки (используйте глицерин) и вставьте сигарету с фильтром.
- Подожгите сигарету и пропускайте табачный дым через хлорид натрия в стеклянной трубке ритмичными нажатиями резиновой груши. Смолистые вещества в сигаретном дыме окрасят соль в грязныйжелто-коричневый цвет.
- Вставьте круглый фильтр в стеклянную воронку, затем поставьте воронку на коническую колбу.
- Высыпьте соль и вату из трубки на фильтр в воронке. Обильно пролейте его водой. Соль смоется в колбу, а на фильтре останутся плохо растворимые смолистые вещ0ества.
- Выньте фильтр из воронки и дайте ему высохнуть на воздухе
- Повторите эксперимент с сигаретами разного класса.
Закрепление материала
Задания для оценки метапредметных результатов.
В результате проведенного опыта мы увидели, что образуются газообразные вещества.
При горении сигареты образуются не только газообразные, но и смолистые вещества.
Фильтр задерживает лишь небольшое количество смолистых веществ.
Курение любых табачных изделий наносит вред курильщику и окружающим.
Подчеркните в тексте одной чертой описание РЕЗУЛЬТАТОВ опытов. Подчеркните двумя чертами описание ВЫВОДОВ из опытов.
Планируемый результат – умение различать результат опыта и вывод из опыта (интерпретацию).
Работа с учебником.
Прочитайте текст на стр.145 «Источники загрязнения атмосферного воздуха». Выпишите основные источники загрязнения воздуха. С какими из них мы в состоянии бороться сами, а какие являются глобальной проблемой?
Прочитайте текст на стр. 149 «Туберкулез и рак легких». Каковы причины этих заболеваний. Какие еще заболевания могут появиться у курильщиков?
Планируемый результат – умение работать с текстом, составлять схемы, делать выводы.
Работа в группах
Группа 1
Составьте текст плаката, призывающего бороться с курением.
Группа 2
Составьте текст обращения к обучающимся лицея, призывающим внести посильный вклад в защиту окружающей среды.
Группа 3
Составьте листовку на тему «Мусор – это серьезно», «Нет пакетам!».
Планируемый результат – умение выражать мысли в письменном виде.
Задания для оценки предметных результатов.
Блиц-опрос
Известно, что одна выкуренная сигарета вызывает сужение просвета кровеносных сосудов на 30 мин. Как отражается систематическое курение на переменах на успеваемости?
Смолы, содержащиеся в табачном дыме, оседают на стенках альвеол. Как отражается курение на показатели жизненной емкости легких.
Для грузового транспорта построили объездную дорогу, и теперь он не проходит по улицам города. Что вы можете сказать об изменении состава атмосферного воздуха.
С каждым годом все больше автомобилей переходит на использование газового топлива. Какое это имеет значение для оздоровления экологической обстановки?
Планируемый результат – предсказание последствий для организма изменения одного из основных физиологических процессов путем выявления прямых и обратных, положительных и отрицательных связей (на основании изученных понятий, с помощью готовых моделей).
Выводы урока:
- Здоровье человека зависит от состояния окружающей среды
- Загрязнение атмосферного воздуха – одна из глобальных проблем человечества
- Каждый человек может помочь в решении данной проблемы, если будет соблюдать правила по охране окружающей среды
- Курение — одна из причин заболевания органов дыхания.
Домашнее задание: параграф 28-29, сообщения о загрязняющих факторах.