урок русского языка

 

Повторение и обобщение по теме «Причастие».

Урок проведён Ахановой В.А.

в 6 классе «Б» 04.12.13 года.

Цели:

Образовательная: повторить и обобщить изученный материал.

Развивающие: развивать речевые навыки, мышление, память, умение обобщать изученный материал.

Воспитательная: воспитывать бережное отношение к русскому языку.

Ход урока:

1.Организационный момент.

2.Вступительное слово учителя.

(На интерактивной доске дети видят тему урока 1 слайд).

-Ребята, на интерактивной доске мы видим тему нашего сегодняшнего урока, давайте её озвучим.

Мы с вами уже изучили тему причастие. Как вы думаете, чему будет посвящён наш сегодняшний урок?

-Мы будем повторять пройденный материал, закреплять наши знания, вспомним постоянные и непостоянные морфологические признаки причастия, назовём суффиксы, присущие этой части речи, вспомним понятие причастного оборота.

-Абсолютно верно. Помогать в достижении наших целей будут интересные задания, которые я подготовила.

Обратите внимание, перед каждым из вас лежат разнообразные карточки с заданиями.

Давайте запишем сегодняшнее число.

Записываем, проговариваем орфограммы.

 

3.-Начнём мы нашу сегодняшнюю работу с повторения теоретического материала. На интерактивной доске мы видим вопросы по теме «Причастие». Ответы скрыты, чтобы посмотреть, верный ли ты дал ответ, нужно подойти и пальцем потянуть за «ширму».

После того, как все ответы даны, вспоминаем суффиксы причастий, особое внимание акцентируем на выполняемой роли суффиксов. Говорим о том, что по имеющемуся у причастия суффиксу мы можем определить-является оно действительным или страдательным, прошедшего или настоящего времени.

Открываем следующий слайд и проверяем названное.

Предлагаю ребятам проверить свои знания.

4.-Продолжит нашу сегодняшнюю работу цифровой диктант.

На следующем слайде представлены 10 словосочетаний, в состав которых входят действительные и страдательные причастия. Задача ребят: если причастие действительное, обозначить его цифрой 1, если страдательное, цифрой 2.

Когда работа выполнена, ученик выходит к доске, тянет пальцем скрывающую ответ «пелену», и мы видим цифровой ряд. Проверяем и комментируем.

5.На экране мы видим 2 предложения. Читаем. Ребята видят в этих предложениях причастия. Предлагаю выполнить им морфологический разбор этих причастий по вариантам. Далее прошу детей обменяться тетрадями. На следующем слайде мы видим верные ответы. Проводим взаимопроверку. Прошу ребят поставить  друг другу оценку.

6.-Ребята, я вижу, вы немного устали. Предлагаю отвлечься и  выполнить несколько упражнений.

Проводим физминутку.

 

Упражнение для улучшения мозгового кровообращения. Исходное положение – сидя, руки на поясе.

  • 1–2. Поворот головы направо. Исходное положение.
  • 3–4. Поворот головы налево. Исходное положение.
  • 5–6. Плавно наклонить голову назад.
  • Исходное положение. Голову наклонить вперед.
  • Повторить 4–6 раз. Темп медленный.

 

Упражнение для снятия утомления с мелких мышц кисти. Исходное положение – сидя, руки подняты вверх.

  • 1–2. Сжать кисти в кулак. Разжать кисти.
  • Повторить 6–8 раз, затем руки расслабленно опустить вниз и потрясти кистями. Темп средний.

7.-Ребята, ответьте на вопрос: «Все ли вы любите кушать?» Давайте посмотрим на шутливый рецепт блюда, отведать которое нам предлагает  Григорий  Остер  «Гороховое чучело с укропом». Читаем.

Ребенка, задом наперед надевшего штаны, шиворот-навыворот натянувшего рубашку, перепутавшего левый ботинок с правым, положить в таком виде на блюдо и с головой засыпать мелко накрошенным укропом. Этим вы улучшите вкус и внешний вид блюда и, кроме того, обогатите его витаминами.

Проводим параллель между рецептом и темой урока.

Говорим о том, что рецепт Григория Остера  содержит причастия. Далее я прошу ребят посчитать и сказать, сколько причастных оборотов находится в рецепте.

8.Возвращаемся к интерактивной доске. Ученики по очереди выходят к доске и маркером вписывают окончания причастий.

9.В качестве последнего задания предлагаю вспомнить постановку знаков препинания в предложениях с причастными оборотами. Ученики по одному выходят к доске и расставляют в предложениях знаки препинания, поясняя свой выбор.

10.Подводим итоги урока.

-Ребята, сегодня на уроке мы ставили перед собой несколько целей. Как вы считаете, достигли ли мы их?

Выставляем оценки за урок обучающимся.

-В качестве домашнего задания предлагаю разгадать кроссворд, состоящий из словарных слов.

Спасибо всем за отличную работу. Молодцы