ИНТЕГРИРОВАННЫЙ КУРС ПО ЭКОЛОГИИ.

Предпрофильная  и  профильная  подготовка.

Биология:  Л.В.Кофанова    

ИНТЕГРИРОВАННЫЙ      КУРС  ПО  ЭКОЛОГИИ.

• Программа рассчитана на 36 ч и предназ­начена для учащихся XI класса. В ней опреде­лены наиболее важные темы для изучения из курсов биологии, географии, химии, физики, раскрыто их содержание. Число часов, отводи­мое на изучение тех или иных тем, можно варь­ировать в зависимости от практической необхо­димости и важности темы.

В программе изложены основы экологии, проанализированы причины ухудшения каче­ства окружающей среды, в частности, загрязне­ние ее промышленными отходами. Рассматри­ваются настоящие и перспективные пути экологизации производства.

Планирование предполагает широкое ис­пользование лекционно-семинарской формы обучения. Эффективность занятий по курсу в значительной мере зависит от разнообразия ис­пользуемых форм и методов обучения. Это мо­жет быть беседа, рассказ, объяснение, практи­ческие задания, обсуждение практических ситу­аций, решение задач экологического содержа­ния, конференция, ролевые игры и т.д.

Основное внимание необходимо сосредото­чить на тех явлениях, которые вызывают серь­езную обеспокоенность за состояние природной среды и будущее цивилизации. К таким явлени­ям можно отнести глобальное потепление клима­та, истощение стратосферного озонового слоя, кислотные дожди, накопление в почве токсичных тяжелых металлов и пестицидов, загрязнение больших территорий радионуклидами,. истощение природных ресурсов планеты.

 

Примерное планирование учебного материала

 

ТЕМАТИЧЕСКИЕ  БЛОКИ

КОЛИЧЕСТВО  ЧАСОВ

I  БЛОК

Человек  и  природа. Предмет  экологии.

1

II   БЛОК

Основные глобальные проблемы,  связанные  с  загрязнением  окружающей  среды  промышленными  отходами

19

III  БЛОК

Биогеохимический круговорот веществ в природе и его нарушение человеком

5

IV   БЛОК

Безотходная технология — основное направление организации промышленного про­изводства

1

V   БЛОК

Рациональное использование  атмосферного  воздуха

2

VI  БЛОК

Рациональное использование и вос­производство ресурсов пресной воды

2

VII  БЛОК

Твердые отходы, их переработка  и обезвреживание

2

VIII  БЛОК

Экономика  природопользователя

1

IX  БЛОК

Правовые вопросы  природопользования

3

Итого:

36

 

ПОЯСНЕНИЯ К ТЕМАМ

Блок I. Человек и природа (1 ч).

 

Тема   1. Предмет экологии.

Биосфера и ноосфера. Окружающая среда. Экосистема. Экология биосферы (глобальная экология). Классическая (биологическая) эко­логия. Экология человека. Социальная эколо­гия. Промышленная экология.

 

Блок II. Основные глобальные проблемы, связанные с загрязнением окружающей среды  промышленными отходами (19 ч).

 

Тема   1. Изменение климата (1 ч).

Парниковый эффект, возникновение «озоно­вой дыры». Пыльные бури. Тепловые выбросы в атмосферу. Причины возникновения этих про­блем, связь со здоровьем и пути решения. Вли­яние климатических факторов на здоровье че­ловека (зональные особенности влияния). Вли­яние изменения погоды на здоровье человека. Магнитные бури. Метеочувствительность. Эко­логическая викторина «Здоровье планеты».

Тема   2. Загрязнение атмосферы (2 ч)

Естественные и искусственные загрязнения атмосферы. Источники загрязнения: промыш­ленность, транспорт, сельское и коммунальное хозяйство. Наиболее загрязненные города: а) мира, б) России, в) своего региона. Выпадение кислотных осадков, образование смога. Учет розы ветров при строительстве предприятий, городов, размещении дачных   участков. Радио­активное загрязнение атмосферы. Экологичес­кий мониторинг. Контроль уровней загрязнения воздушного бассейна. Понятие о предельно до­пустимых концентрациях (ПДК) вредных ве­ществ в атмосферном воздухе.

• Знаете ли Вы, что…

Лабораторный опыт: воздействие кислот на карбонаты.

Яичную скорлупу помещают в пробирку и капают на нее соляной кислотой. Опыт иллюс­трирует факт снижения численности птиц в рай­онах выпадения кислотных дождей.

Контролирующие задания с экологическим содержанием.

Тема   3 . Загрязнение гидросферы (2 ч).

Значение волы в жизни человека. Угроза «водного голода». Загрязнение вод Мирового океана, рек, озер солями тяжелых металлов, не­фтью и нефтепродуктами. Эвтрофикация. Ис­тощение подземных вод. Контроль уровня заг­рязнения водного бассейна. Защита морей и океанов от загрязнения.

• Знаете ли Вы, что…

Контролирующие задания с экологическим содержанием.

Тема   4Истощение природных ресурсов (2ч).

Проблема «минерального голода». Охрана недр. Геоботанические методы разведки полез­ных ископаемых. Рекультивация использован­ных земель. Минеральные ресурсы и их охрана. Охрана природной среды при разработке полез­ных ископаемых.

• Проведение экологической пресс-конфе­ренции по теме «Энергетика будущего».

Тема  5. Деградация земель (1 ч).

Почва, ее состав и строение. Основные виды эрози  почв. Химия и охрана почв. Защита почв от загрязнения, засоления, заболачивания и прямого уничтожения. Нормальный биогеохи­мический фон и биогеохимические аномалии.

• Знаете ли Вы, что… Викторина «Охрана почв».

Тема   6.  Сокращение растительных ресурсов планеты (2 ч).

Роль растений в природе и жизни человека. Сокращение лесных ресурсов планеты и его по­следствия. Защита лесов от вредителей и болез­ней. Растения — индикаторы состояния среды. Охрана хозяйственно ценных и редких видов растений. Викторина «Охрана растений».

Тема   7. Вымирание животных (4 ч).

Животный мир и его место в биосфере. Воз­действие человека на животных. Причины вы­мирания животных. Охрана редких и вымираю­щих видов. Красная книга РФ. Охраняемые природные территории.

• Решение биологических задач экологичес­кого содержания. Викторина «Охрана живот­ных».

Обобщающий семинар. Зачет (1 ч).

Тема   8.  Ухудшение здоровья людей (4 ч).

Примеры влияния химических веществ на здоровье человека. Ртуть, кадмий, асбест, фенол, свинец, соединения серы, азота. Ядохимикаты и здоровье. Наиболее опасные пестициды и их влияние на здоровье (ДЦТ, хлорофос и др.) Пра­вила применения ядохимикатов. Источники экологической опасности в быту. Микроклимат в квартире. Материалы, используемые для обу­стройства квартиры с точки зрения влияния на здоровье. Обращение с бытовыми химическими веществами. Болезни века.

• Проведение конференции на тему «Черно­быль — главное событие XX века». Пресс-кон­ференция на тему «Город как экосистема». Про­ведение пресс-конференции по теме «Табачное зелье — ваш враг».

 

Блок III. Биогеохимический круговорот веществ в природе и его нарушение человеком  (5ч).

 

Тема   1. Современное представление  о биосфере и биогеохимическом круговороте  веществ в природе.

Экосфера. Годичный прирост биомассы. Биогеохимические циклы. Биофильные элементы.

Тема   2. Круговорот воды в природе.

Транспирация. Нарушение круговорота воды в природе человеком.

Тема   3Круговорот углерода и кислорода в природе.

Геологический цикл. Фотосинтез. Измене­ние естественного круговорота веществ чело­веком.

Тема 4. Круговорот азота в природе.

Опасность избыточного накопления нитра­тов в живых организмах. Источники накопле­ния нитратов. Особенности накопления нит­ратов в растениях различных семейств. Рас­пределение нитратов в растениях. Способы уменьшения содержания нитратов в растени­ях — во время выращивания и кулинарной обработки. Влияние нитратов на здоровье че­ловека. Загрязнение нитратами окружающей среды.

• Проведение научной конференции на тему «Нитраты».

Тема  5 . Круговорот фосфора в природе.

Фосфотизация почвы.

 

Блок IV. Безотходная технология — основное направление организации промышленного про­изводства (1 ч).

 

Тема   1 .  Основные направления разработки  и внедрения безотходных технологических  процессов и производств.

Понятие о безотходной технологии. Коэффи­циент комплексности (%). Основные принци­пы создания безотходных производств.

 

Блок V. Рациональное использование  атмосферного воздуха (2 ч).

 

Тема   1. Основные методы очистки  газовых выбросов.

Неорганизованный и организованный про­мышленный выброс. Механическая и физи­ко-химическая очистка. Хемосорбционные, адсорбционные, каталитические и циклические магнезиальные методы физико-химической очистки.

Тема   2.  Создание замкнутых газооборотных циклов.

• Контролирующие задания с экологичес­ким содержанием.

 

Блок VI. Рациональное использование и вос­производство ресурсов пресной воды (2 ч).

 

Тема   1. Физические показатели качества воды.   Характеристика природных вод.

Биологическая (ВПК) и химическая (ХПК) потребность в кислороде. Биохимический пока­затель. Биологические методы контроля состо­яния окружающей среды. Биотестирование. Тест-объекты.

Тема   2.  Методы очистки сточных вод:  механический, физико-химический  и биологический.

Самоочищение в гидросфере. Создание зам­кнутых водооборотных циклов.

• Контролирующие задания с экологичес­ким содержанием.

 

Блок VII. Твердые отходы, их переработка  и обезвреживание (2 ч).

 

Тема   1. Отходы производства и отходы  потребления.

Экономические, экологические и мораль­ные проблемы, связанные с образованием от­ходов. Использование и переработка крупно­тоннажных промышленных отходов. Их приме­нение для рекультивации земель, в промыш­ленности строительных материалов, в сельском хозяйстве.

Тема   2. Обезвреживание и переработка твердых бытовых отходов (ТБО).

Основные методы ликвидации и переработки ТБО: вывоз на свалки (полигоны), сжигание, пи­ролиз, компостирование и переработка с извле­чением твердых компонентов. Обезвреживание и захоронение токсичных промышленных отходов.

 

Блок VIII. Экономика природопользования  (1ч).

 

Тема   1.  Определение экономической эффективности природных мероприятий.

Оценка экономического ущерба, причиняе­мого народному хозяйству загрязнением окру­жающей природной среды.

 

Блок IX. Правовые вопросы  природопользования (3 ч).

 

Тема   1 .  Законы об охране природы,  об особо охраняемых природных территориях,  об охране атмосферного воздуха.

Основы земельного законодательства, водно­го законодательства, законодательства о недрах, лесного законодательства, законодательства о здравоохранении.

Обобщающий семинар.

Зачет.