Предпрофильная и профильная подготовка.
Биология: Л.В.Кофанова
ИНТЕГРИРОВАННЫЙ КУРС ПО ЭКОЛОГИИ.
• Программа рассчитана на 36 ч и предназначена для учащихся XI класса. В ней определены наиболее важные темы для изучения из курсов биологии, географии, химии, физики, раскрыто их содержание. Число часов, отводимое на изучение тех или иных тем, можно варьировать в зависимости от практической необходимости и важности темы.
В программе изложены основы экологии, проанализированы причины ухудшения качества окружающей среды, в частности, загрязнение ее промышленными отходами. Рассматриваются настоящие и перспективные пути экологизации производства.
Планирование предполагает широкое использование лекционно-семинарской формы обучения. Эффективность занятий по курсу в значительной мере зависит от разнообразия используемых форм и методов обучения. Это может быть беседа, рассказ, объяснение, практические задания, обсуждение практических ситуаций, решение задач экологического содержания, конференция, ролевые игры и т.д.
Основное внимание необходимо сосредоточить на тех явлениях, которые вызывают серьезную обеспокоенность за состояние природной среды и будущее цивилизации. К таким явлениям можно отнести глобальное потепление климата, истощение стратосферного озонового слоя, кислотные дожди, накопление в почве токсичных тяжелых металлов и пестицидов, загрязнение больших территорий радионуклидами,. истощение природных ресурсов планеты.
Примерное планирование учебного материала
ТЕМАТИЧЕСКИЕ БЛОКИ |
КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ |
|
I БЛОК |
Человек и природа. Предмет экологии. |
1 |
II БЛОК |
Основные глобальные проблемы, связанные с загрязнением окружающей среды промышленными отходами |
19 |
III БЛОК |
Биогеохимический круговорот веществ в природе и его нарушение человеком |
5 |
IV БЛОК |
Безотходная технология — основное направление организации промышленного производства |
1 |
V БЛОК |
Рациональное использование атмосферного воздуха |
2 |
VI БЛОК |
Рациональное использование и воспроизводство ресурсов пресной воды |
2 |
VII БЛОК |
Твердые отходы, их переработка и обезвреживание |
2 |
VIII БЛОК |
Экономика природопользователя |
1 |
IX БЛОК |
Правовые вопросы природопользования |
3 |
Итого: |
36 |
ПОЯСНЕНИЯ К ТЕМАМ
Блок I. Человек и природа (1 ч).
Тема 1. Предмет экологии.
Биосфера и ноосфера. Окружающая среда. Экосистема. Экология биосферы (глобальная экология). Классическая (биологическая) экология. Экология человека. Социальная экология. Промышленная экология.
Блок II. Основные глобальные проблемы, связанные с загрязнением окружающей среды промышленными отходами (19 ч).
Тема 1. Изменение климата (1 ч).
Парниковый эффект, возникновение «озоновой дыры». Пыльные бури. Тепловые выбросы в атмосферу. Причины возникновения этих проблем, связь со здоровьем и пути решения. Влияние климатических факторов на здоровье человека (зональные особенности влияния). Влияние изменения погоды на здоровье человека. Магнитные бури. Метеочувствительность. Экологическая викторина «Здоровье планеты».
Тема 2. Загрязнение атмосферы (2 ч)
Естественные и искусственные загрязнения атмосферы. Источники загрязнения: промышленность, транспорт, сельское и коммунальное хозяйство. Наиболее загрязненные города: а) мира, б) России, в) своего региона. Выпадение кислотных осадков, образование смога. Учет розы ветров при строительстве предприятий, городов, размещении дачных участков. Радиоактивное загрязнение атмосферы. Экологический мониторинг. Контроль уровней загрязнения воздушного бассейна. Понятие о предельно допустимых концентрациях (ПДК) вредных веществ в атмосферном воздухе.
• Знаете ли Вы, что…
Лабораторный опыт: воздействие кислот на карбонаты.
Яичную скорлупу помещают в пробирку и капают на нее соляной кислотой. Опыт иллюстрирует факт снижения численности птиц в районах выпадения кислотных дождей.
Контролирующие задания с экологическим содержанием.
Тема 3 . Загрязнение гидросферы (2 ч).
Значение волы в жизни человека. Угроза «водного голода». Загрязнение вод Мирового океана, рек, озер солями тяжелых металлов, нефтью и нефтепродуктами. Эвтрофикация. Истощение подземных вод. Контроль уровня загрязнения водного бассейна. Защита морей и океанов от загрязнения.
• Знаете ли Вы, что…
Контролирующие задания с экологическим содержанием.
Тема 4. Истощение природных ресурсов (2ч).
Проблема «минерального голода». Охрана недр. Геоботанические методы разведки полезных ископаемых. Рекультивация использованных земель. Минеральные ресурсы и их охрана. Охрана природной среды при разработке полезных ископаемых.
• Проведение экологической пресс-конференции по теме «Энергетика будущего».
Тема 5. Деградация земель (1 ч).
Почва, ее состав и строение. Основные виды эрози почв. Химия и охрана почв. Защита почв от загрязнения, засоления, заболачивания и прямого уничтожения. Нормальный биогеохимический фон и биогеохимические аномалии.
• Знаете ли Вы, что… Викторина «Охрана почв».
Тема 6. Сокращение растительных ресурсов планеты (2 ч).
Роль растений в природе и жизни человека. Сокращение лесных ресурсов планеты и его последствия. Защита лесов от вредителей и болезней. Растения — индикаторы состояния среды. Охрана хозяйственно ценных и редких видов растений. Викторина «Охрана растений».
Тема 7. Вымирание животных (4 ч).
Животный мир и его место в биосфере. Воздействие человека на животных. Причины вымирания животных. Охрана редких и вымирающих видов. Красная книга РФ. Охраняемые природные территории.
• Решение биологических задач экологического содержания. Викторина «Охрана животных».
Обобщающий семинар. Зачет (1 ч).
Тема 8. Ухудшение здоровья людей (4 ч).
Примеры влияния химических веществ на здоровье человека. Ртуть, кадмий, асбест, фенол, свинец, соединения серы, азота. Ядохимикаты и здоровье. Наиболее опасные пестициды и их влияние на здоровье (ДЦТ, хлорофос и др.) Правила применения ядохимикатов. Источники экологической опасности в быту. Микроклимат в квартире. Материалы, используемые для обустройства квартиры с точки зрения влияния на здоровье. Обращение с бытовыми химическими веществами. Болезни века.
• Проведение конференции на тему «Чернобыль — главное событие XX века». Пресс-конференция на тему «Город как экосистема». Проведение пресс-конференции по теме «Табачное зелье — ваш враг».
Блок III. Биогеохимический круговорот веществ в природе и его нарушение человеком (5ч).
Тема 1. Современное представление о биосфере и биогеохимическом круговороте веществ в природе.
Экосфера. Годичный прирост биомассы. Биогеохимические циклы. Биофильные элементы.
Тема 2. Круговорот воды в природе.
Транспирация. Нарушение круговорота воды в природе человеком.
Тема 3 . Круговорот углерода и кислорода в природе.
Геологический цикл. Фотосинтез. Изменение естественного круговорота веществ человеком.
Тема 4. Круговорот азота в природе.
Опасность избыточного накопления нитратов в живых организмах. Источники накопления нитратов. Особенности накопления нитратов в растениях различных семейств. Распределение нитратов в растениях. Способы уменьшения содержания нитратов в растениях — во время выращивания и кулинарной обработки. Влияние нитратов на здоровье человека. Загрязнение нитратами окружающей среды.
• Проведение научной конференции на тему «Нитраты».
Тема 5 . Круговорот фосфора в природе.
Фосфотизация почвы.
Блок IV. Безотходная технология — основное направление организации промышленного производства (1 ч).
Тема 1 . Основные направления разработки и внедрения безотходных технологических процессов и производств.
Понятие о безотходной технологии. Коэффициент комплексности (%). Основные принципы создания безотходных производств.
Блок V. Рациональное использование атмосферного воздуха (2 ч).
Тема 1. Основные методы очистки газовых выбросов.
Неорганизованный и организованный промышленный выброс. Механическая и физико-химическая очистка. Хемосорбционные, адсорбционные, каталитические и циклические магнезиальные методы физико-химической очистки.
Тема 2. Создание замкнутых газооборотных циклов.
• Контролирующие задания с экологическим содержанием.
Блок VI. Рациональное использование и воспроизводство ресурсов пресной воды (2 ч).
Тема 1. Физические показатели качества воды. Характеристика природных вод.
Биологическая (ВПК) и химическая (ХПК) потребность в кислороде. Биохимический показатель. Биологические методы контроля состояния окружающей среды. Биотестирование. Тест-объекты.
Тема 2. Методы очистки сточных вод: механический, физико-химический и биологический.
Самоочищение в гидросфере. Создание замкнутых водооборотных циклов.
• Контролирующие задания с экологическим содержанием.
Блок VII. Твердые отходы, их переработка и обезвреживание (2 ч).
Тема 1. Отходы производства и отходы потребления.
Экономические, экологические и моральные проблемы, связанные с образованием отходов. Использование и переработка крупнотоннажных промышленных отходов. Их применение для рекультивации земель, в промышленности строительных материалов, в сельском хозяйстве.
Тема 2. Обезвреживание и переработка твердых бытовых отходов (ТБО).
Основные методы ликвидации и переработки ТБО: вывоз на свалки (полигоны), сжигание, пиролиз, компостирование и переработка с извлечением твердых компонентов. Обезвреживание и захоронение токсичных промышленных отходов.
Блок VIII. Экономика природопользования (1ч).
Тема 1. Определение экономической эффективности природных мероприятий.
Оценка экономического ущерба, причиняемого народному хозяйству загрязнением окружающей природной среды.
Блок IX. Правовые вопросы природопользования (3 ч).
Тема 1 . Законы об охране природы, об особо охраняемых природных территориях, об охране атмосферного воздуха.
Основы земельного законодательства, водного законодательства, законодательства о недрах, лесного законодательства, законодательства о здравоохранении.
Обобщающий семинар.
Зачет.