Положение о мониторинге

ПОЛОЖЕНИЕ
О МОНИТОРИНГЕ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ
ГОУ СОШ № 185

I. Общие положения

Положение о мониторинге качества образования (далее — положение) разработано в соответствии с Комплексной программой развития системы образования города Ростова-на-Дону на 2011-2015 гг.; нормативными правовыми актами, регламентирующими реализацию процедуры оценки качества образования.

Настоящее положение устанавливает единые требования при проведении мониторинга качества образования (далее — мониторинг) в лицее.

Положение, а также дополнения и изменения к нему утверждаются приказом директора лицея на основании решения педагогического совета лицея.

Система мониторинга качества образования (далее — СМКО) является составной частью системы оценки качества образования лицея и служит информационным обеспечением образовательной деятельности образовательного учреждения (далее — ОУ).

В настоящем положении используются следующие термины:

Мониторинг — систематическое отслеживание процессов, результатов, других характеристик образовательной системы для выявления соответствия (или не соответствия) ее развития и функционирования заданным целям.

Система мониторинга качества образования — система сбора, обработки, анализа, хранения и распространения информации об образовательной системе и ее отдельных элементах, которая ориентирована на информационное обеспечение управления качеством образования, позволяет судить о состоянии системы образования лицея в любой момент времени и обеспечить возможность прогнозирования ее развития.

Качество образования — интегральная характеристика системы образования, отражающая степень соответствия реальных достигаемых образовательных результатов нормативным требованиям, социальным и личностным ожиданиям.

2. Цель и задачи мониторинга

Целью мониторинга является сбор, обобщение, анализ информации о состоянии системы образования лицея и основных показателях ее функционирования для определения тенденций развития системы образования в территории, принятия обоснованных управленческих решений по достижению качественного образования.

Для достижения поставленной цели решаются следующие задачи:

  • формирование механизма единой системы сбора, обработки и хранения информации о состоянии системы образования;
  • координация деятельности всех участников мониторинга;
  • своевременное выявление динамики и основных тенденций в развитии системы образования в ОУ;
  • выявление действующих на качество образования факторов, принятие мер по минимизации действия и устранению отрицательных последствий;
  • формулирование основных стратегических направлений развития системы образования на основе анализа полученных данных.

Проведение мониторинга ориентируется на основные аспекты качества образования:

  • качество результата;
  • качество условий (программно-методические, материально-технические, кадровые, информационно-технические, организационные и др.);
  • качество процессов.
  • Направления мониторинга определяются, исходя из оцениваемого аспекта качества образования по результатам работы ОУ за предыдущий учебный год, в соответствии с проблемами и задачами на текущий год.

Основными принципами функционирования системы качества образования  являются объективность, точность, полнота, достаточность, систематизированность, оптимальность обобщения, оперативность (своевременность) и технологичность.

Основными пользователями результатов мониторинга являются органы управления образованием, администрация и педагогические работники образовательных учреждений, учащиеся и их родители, представители общественности и т. д.

3. Организация и технология мониторинга

Организационной основой осуществления процедуры мониторинга является программа, где определяются форма, направления, сроки и порядок проведения мониторинга, ответственные исполнители. На ее основе составляется годовая циклограмма мониторинга, которая утверждается приказом директора ОУ и обязательна для исполнения работниками лицея.

Мониторинг осуществляется в двух формах: постоянный (непрерывный) мониторинг (осуществляется непрерывно после постановки задач и создания системы запросов с соответствующей технологией сбора и обработки информации) и периодический мониторинг (осуществляется периодически) в соответствии с программой мониторинга.

Мониторинг представляет собой уровневую иерархическую структуру и включает в себя административный уровень ОУ, уровень методических объединения учителей-предметников и классных руководителей и уровень школьного Управляющего Совета.

Проведение мониторинга требует координации действий администрации и структурных подразделений управления ОУ. Администрация лицея оказывает содействие в организации мониторинга, проводимого на окружном и городском уровнях.

Для проведения мониторинга назначаются ответственные лица, состав которых утверждается приказом директором ОУ. В состав лиц, осуществляющих мониторинг, включаются заместители директора по УВР, ВР, руководители кафедр, учителя.

Проведение мониторинга предполагает широкое использование современных информационных технологий на всех этапах сбора, обработки, хранения и использования информации.

4. Реализация мониторинга

Реализация мониторинга предполагает последовательность следующих действий:

  • определение и обоснование объекта мониторинга;
  • сбор данных, используемых для мониторинга;
  • структурирование баз данных, обеспечивающих хранение и оперативное использование информации;
  • обработка полученных данных в ходе мониторинга;
  • анализ и интерпретация полученных данных в ходе мониторинга;
  • подготовка документов по итогам анализа полученных данных;
  • распространение результатов мониторинга среди пользователей мониторинга.

Общеметодологическими требованиями к инструментарию мониторинга являются валидность, надежность, удобство использования, доступность для различных уровней управления, стандартизированность и апробированность.

Процедура измерения, используемая в рамках мониторинга, направлена на установление качественных и количественных характеристик объекта.

В отношении характеристик, которые вообще или практически не поддаются измерению, система количественных оценок дополняется качественными оценками.

Основными инструментами, позволяющими дать качественную оценку системе образования, являются анализ изменений характеристик во времени (динамический анализ) и сравнение одних характеристик с аналогичными в рамках образовательной системы (сопоставительный анализ).

При оценке качества образования в лицее основными методами установления фактических значений показателей являются экспертиза и измерение. Экспертиза — всестороннее изучение состояния образовательных процессов, условий и результатов образовательной деятельности. Измерение — оценка уровня образовательных достижений с помощью контрольных измерительных материалов (традиционных контрольных работ, тестов, анкет и др.), имеющих стандартизированную форму и содержание которых соответствует реализуемым в ОУ образовательным программам.

5. Методы проведения мониторинга:

  • экспертное оценивание,
  • тестирование, анкетирование, ранжирование,
  • проведение контрольных и других квалификационных работ,
  • статистическая обработка информации и др.

В соответствии с принципом иерархичности построения мониторинга показатели и параметры, заданные на вышестоящем уровне, включаются в систему показателей и параметров мониторинга нижестоящего уровня.

6. Основные направления ЛСОКО:

  • оценка общего уровня усвоения обучающимися начальной школы базовых знаний и умений по общеобразовательным предметам;
  • оценка общего уровня усвоения обучающимися 4 -х,  7-х классов базовых знаний и умений по общеобразовательным предметам;
  • мониторинг качества образования на основе государственной (итоговой) аттестации выпускников 9 классов (в том числе, в форме с использованием независимой оценке качества знаний);
  • мониторинг качества образования на основе государственной (итоговой) аттестации выпускников 11 классов (в том числе, ЕГЭ);
  • мониторинг и диагностика учебных достижений обучающихся по завершении на всех ступенях  общего образования по каждому учебному предмету и по завершении учебного года (в рамках стартового, рубежного и итогового внутреннего и внешнего  контроля);
  • мониторинг уровня и качества воспитания, обеспечиваемого в ОУ.

По итогам анализа полученных данных мониторинга готовятся соответствующие документы (отчеты, справки, доклады), которые доводятся до сведения педагогического коллектива ОУ, учредителя, родителей.

Результаты мониторинга являются основанием для принятия административных решений на уровне ОУ.