Правовой всеобуч для участников образовательного процесса

Правовой всеобуч для участников образовательного процесса

Права участников образовательного процесса

Права родителей.

Родители имеют право:

— защищать права и законные интересы детей, выступать перед физическими лицами, в том числе в судах, их законными представителями без оформления специальных полномочий;

— на обеспечение со стороны государства общедоступности и бесплатности получения их детьми основного общего образования;

— на выбор для своих детей (до получения ими основного общего образования) форм образования и видов образовательных учреждений, в том числе семейного образования или в негосударственных учебных заведениях;

— на возмещение за счет государства затрат на обучение детей в негосударственных образовательных учреждениях, имеющих государственную аккредитацию и реализующих программы общего образования;

— на прием детей для обучения в образовательные учреждения, расположенные по месту жительства;

— на ознакомление с Уставом образовательного учреждения и другими документами, регламентирующими организацию образовательного процесса;

— на участие в управлении образовательным учреждением, в котором обучаются их дети;

— на ознакомление с ходом и содержанием образовательного процесса, а также с оценками успеваемости своих детей;

— на перевод ребенка, получающего образование в семье, для продолжения образования в общеобразовательном учреждении при положительной аттестации;

— выражать согласие (или несогласие) на прохождение детьми военной подготовки в гражданских образовательных учреждениях на факультативной основе;

— обеспечивать религиозное и нравственное воспитание детей в соответствии со своими собственными убеждениями;

— на помощь со стороны государства в выполнении своих обязанностей по обучению и воспитанию детей;

— на заботу и содержание со стороны своих совершеннолетних детей, если родители не были лишены родительских прав;

— проживающие отдельно от ребенка родители имеют право на общение, участие в воспитании, решении вопросов получения образования и на получение информации о своем ребенке из воспитательных, образовательных и других учреждений (ограничения возможны только в случае наличия угрозы жизни или здоровью ребенка).

Родители обязаны:

— обеспечивать и защищать права интересы своих детей, не причинять вред физическому и психическому здоровью детей, их нравственному развитию; воспитывать детей, исключая пренебрежительное, жестокое, грубое, унижающее человеческое достоинство обращение, оскорбление или их эксплуатацию;

— обеспечить детям до 15 лет получение основного общего образования в общеобразовательной школе или в другом приравненном к ней по статусу образовательном учреждении;

— выполнять Устав общеобразовательного учреждении;

— не допускать неправильного вмешательства в работу преподавателей по вопросам, которые по своему характеру входят в круг профессиональных обязанностей учителя;

— обеспечивать в пределах своих способностей условия жизни, необходимые для нормального развития ребенка;

— содержать своих несовершеннолетних детей (порядок и формы предоставления содержания детям определяются родителями самостоятельно; в случае, если родители не предоставляют содержание своим несовершеннолетним детям, средства на содержание детей (алименты) взыскиваются с родителей (родителя) в судебном порядке).

За невыполнение или ненадлежащее выполнение родительских обязанностей, а также за совершение правонарушений в отношении своих детей родители несут административную, уголовную и иную ответственность.

 Какие административные наказания могут применяться к родителям?

Комиссии по делам несовершеннолетних могут применить к родителям административные меры (объявить общественное порицание или предупреждение, возложить обязанность загладить причиненный вред или наложить денежный штраф):

— в случае злостного невыполнения родителями обязанностей по воспитанию и обучению детей;
— за доведение их до состояния опьянения или потребления наркотических средств без назначения врача;

— за совершение подростками в возрасте до 16 лет нарушений правил дорожного движения;
— за появление детей в общественных местах в пьяном виде, а равно за распитие ими спиртных напитков или в связи с совершением других правонарушений.

В каких случаях родители несут уголовную ответственность?

В уголовном кодексе Российской Федерации предусмотрены специальные нормы об уголовной ответственности родителей:

— за вовлечение несовершеннолетних детей в совершение преступления путем обещаний, обмана, угроз или иным способом;

— за вовлечение несовершеннолетнего в систематическое употребление спиртных напитков и одурманивающих веществ;

— за вовлечение в занятие проституцией, бродяжничеством или попрошайничеством;

— за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанностей по воспитанию детей, если эти деяния соединены с жестоким обращением;

— за злостное уклонение от уплаты средств на содержание детей.

 

 

— Кто несет ответственность за вред, причиненный ребенком в возрасте до 14 лет?

Родители, если они не докажут, что вред возник не по их вине. Если в момент причинения вреда малолетний находился под надзором школы, больницы, оздоровительного лагеря и т. д., за вред будет отвечать учреждение, если оно не докажет, что вред возник не по его вине. Но если родители не имеют достаточных средств для возмещения вреда, а сам причинитель, став дееспособным, располагает такими средствами, суд имеет право потребовать возмещения вреда с того, кто его причинил.

Также родители несут имущественную ответственность по сделкам малолетних детей (до 14 лет).

 

— Кто несет ответственность за вред, причиненный подростком в возрасте от 14 до 18 лет?

Сам подросток. Если несовершеннолетний, причинивший вред в возрасте от 14 до 18 лет, не располагает необходимыми средствами, вред полностью или в недостающей части может быть взыскан с родителей или опекунов, если они не докажут, что вред возник не по их вине. Но, если при достижении совершеннолетия, у причинителя вреда появилось достаточное имущество, вред будет возмещен из этого имущества.

 

— Кто и при каких обстоятельствах может лишить родителей родительских прав или ограничить их в правах?

Родители могут быть по суду лишены родительских прав, если они:

— уклоняются от выполнения обязанностей родителей, в том числе злостно уклоняются от уплаты алиментов;

— злоупотребляют родительскими правами;

— жестоко обращаются с детьми, в том числе осуществляют психическое и физическое насилие, покушаются на половую неприкосновенность;

— совершили преступление против жизни или здоровья супруга.

При непосредственной угрозе жизни ребенка или его здоровью органы опеки и попечительства могут немедленно отобрать ребенка у родителей на основании решения органа местного самоуправления.

С учетом интересов ребенка суд может отобрать ребенка у родителей без лишения родительских прав (ограничение родительских прав). Такое решение возможно по обстоятельствам, от родителей не зависящим (опасные заболевания, стечение тяжелых семейных обстоятельств и др.), и в случаях, когда оставление ребенка с родителями опасно для него.

 

— Что влечет за собой лишение родительских прав?

Родители, лишенные родительских прав или ограниченные в правах, теряют права, основанные на факте родства с ребенком, а также право на льготы и государственные пособия, установленные для граждан, имеющих детей.

Лишение родительских прав не освобождает родителей от обязанностей по содержанию ребенка.

— Можно ли восстановить родительские права?

Если родитель изменил поведение, образ жизни или отношение к воспитанию ребенка, он может быть восстановлен в родительских правах.

 

— Как познакомиться с Уставом или Правилами внутреннего распорядка школы, узнать адреса и телефоны органов власти и должностных лиц, отвечающих за защиту прав детей?

Уставы и вся указанная информация должна быть вывешена в школе и любом другом учебном учреждении.

 

— Что такое семейное образование? Какие права и обязанности имеют родители при выборе этой формы образования?

Семейное образование является новой для нас формой получения образования. Семейное образование — организация образования в семье силами родителей, родственников, приглашенных педагогов с помощью образовательного учреждения.

Родители (законные представители) имеют следующие обязанности:

— заключить договор с образовательным учреждением;

— определить организационную форму семейного образования;

— обеспечить освоение ребенком общеобразовательных программ;

— подготовить ребенка к прохождению обязательной итоговой аттестации в 9 и 11 классах.

Права родителей (законных представителей):

— ознакомиться с приказом о зачислении ребенка в общеобразовательное учреждение;

— ознакомиться с личной карточкой обучающегося;

— получать в общеобразовательном учреждении на время обучения бесплатно учебники и другую литературу, имеющуюся в библиотеке общеобразовательного учреждения;

— получить в общеобразовательном учреждении методическую и консультативную помощь, необходимую для освоения общеобразовательных программ;

— осуществлять промежуточную и итоговую аттестацию ребенка;

— получать денежные средства в размере затрат на образование ребенка на соответствующем этапе образования в государственном, муниципальном образовательном учреждении;

— получить компенсации, установленные государственными и муниципальными органами власти на детей соответствующего возраста;

— продолжить образование ребенка на любом этапе обучения в общеобразовательном учреждении.

 

— Каковы права и обязанности образовательного учреждения при выборе родителями семейного образования?

Обязанности образовательного учреждения:

— заключить договор с родителями (лицами, их заменяющими) на организацию семейного образования;

— предоставить родителям на время обучения детей бесплатно учебники и другую литературу, имеющуюся в библиотеке;

— обеспечить методическую и консультативную помощь в соответствии с договором;

— осуществлять по заявлению родителей промежуточную аттестацию учащихся;

— предоставить возможность продолжить обучение в образовательном учреждении по заявлению родителей;

— выдать детям, прошедшим итоговую аттестацию, документ государственного образца о соответствующем образовании;

— издать приказ о приеме ребенка в образовательное учреждение;

— завести личное дело на ребенка — карточку обучающегося;

— выплачивать из средств попечителя денежные средства на образование.

Права образовательного учреждения:

— расторгнуть договор при условии неосвоения обучающимся образовательных программ;

— получать информацию от родителей детей о ходе образования в семье;

— переводить обучающегося в следующий класс;

— оставить ребенка на повторный курс обучения.

 

— Что такое экстернат как форма получения образования?

Экстернат — это аттестация учащихся, самостоятельно изучающих дисциплины согласно образовательной программе. Имеется «Примерное положение о получении общего образования в форме экстерната». «Экстернат предполагает самостоятельное, в том числе ускоренное, освоение общеобразовательных программ по отдельным предметам, классам, курсам основного общего и среднего (полного) общего образования с последующей аттестацией в государственных, муниципальных общеобразовательных учреждениях.

Аттестация может быть проведена и в негосударственных учреждениях, прошедших аккредитацию и имеющих право выдавать документы государственного образца.

В форме экстерната могут освоить программы следующие группы лиц:

— обучающиеся в государственных, муниципальных и негосударственных общеобразовательных учреждениях на 2 и 3 ступенях;

— обучающиеся, вынужденно не посещающие образовательное учреждение.

 

— Каковы обязанности образовательного учреждения при организации экстерната? Образовательное учреждение обязано:

— установить правила ускоренного освоения образовательных программ по отдельным предметам в порядке экстерната;

— ознакомить экстерна с порядком проведения аттестации, программами учебных курсов или учебных предметов;

— организовать консультации по учебным предметам, выдачу литературы экстернам из библиотечного фонда;

— использовать организацию предметных кабинетов для проведения лабораторных и практических работ;

— предусмотреть в уставе порядок обучения по индивидуальному плану;

— допустить к аттестации экстерна;

— установить порядок проведения аттестации экстернов;

— перевести в следующий класс экстерна, прошедшего аттестацию, и выдать ему справку с оценками за полный курс по всем дисциплинам;

— издать приказ о создании комиссии для проведения аттестации экстернов и создать такую комиссию;

— выдать аттестат об основном общем или среднем (полном) общем образовании с пометкой «экстернат».

 

ПРАВА УЧАЩИХСЯ

Какими основными гражданскими и политическими правами обладает ребенок?

Каждый ребенок в соответствии с нормами внутреннего и международного права обладает следующими правами и свободами в сфере общих гражданских и политических прав:

— На имя (фамилию), гражданство, изменение гражданства и имени.

— На уважение личного достоинства и защиту своих прав и законных интересов со стороны прежде всего своих родителей или лиц, их заменяющих, а также органов опеки и попечительства, органов прокуратуры и судов.

— На самостоятельное обращение за защитой своих прав в органы опеки и попечительства, а по достижении возраста 14 лет – в суд.

— На защиту от незаконного употребления наркотических средств и психотропных веществ и привлечения к производству или торговле такими средствами и веществами.

— На защиту от экономической эксплуатации и работы, которая может служить препятствием в получении образования либо наносить ущерб здоровью.

— На свободу выражения мнений, которые должны внимательно рассматриваться с учетом возраста и зрелости; в ходе каждого судебного или административного разбирательства мнение ребенка, достигшего возраста 10 лет, обязательно при вынесении решения (за исключением случаев, когда это противоречит его интересам). При изменении имени и фамилии, восстановления родительских прав, при передаче в другую семью на воспитание органы опеки или суд могут принять решение только с согласия ребенка, достигшего 10 лет. Учитывается мнение ребенка при решении вопросов о выборе образовательного учреждения, о месте жительства ребенка при раздельном проживании родителей.

— На свободный выезд за пределы Российской Федерации и беспрепятственное возвращение. Как правило, несовершеннолетние выезжают совместно хотя бы с одним из родителей. Если выезд осуществляется без сопровождения, ребенок должен иметь паспорт и нотариально оформленное согласие родителей. При несогласии одного из родителей вопрос решается в судебном порядке. Паспорт несовершеннолетнему для выезда за границу выдается по письменному заявлению хотя бы одного из родителей.

— На создание и участие в общественных молодежных и детских организациях с целью социального становления, развития и самореализации в общественной жизни и для защиты своих прав и интересов. Членами и участниками молодежных общественных объединений могут быть лица, достигшие 14 лет, детских общественных объединений – лица, достигшие 10 лет. В школе или другом учреждении, где они обучаются, все дети старше 8 лет могут создавать собственные общественные организации. Запрещается принуждение несовершеннолетних к вступлению в общественные, общественно–политические организации (объединения), движения и партии, к участию в агитационных кампаниях и политических акциях.

— На доступ к информации и материалам, особенно к тем, которые направлены на развитие ребенка или затрагивают его права, а также на защиту от информации, наносящей вред благополучию ребенка.

— На участие в мирных собраниях, демонстрациях (организаторами и инициаторами этих акций могут выступать только совершеннолетние граждане, достигшие 18-летнего возраста).

— На свободу совести и вероисповедания под руководством родителей методами, согласующимися с развивающимися способностями ребенка и в соответствии с собственными убеждениями родителей.

Что понимается под правом на образование?

Право на образование следует рассматривать как совокупность прав:

1) на выбор образовательного учреждения или образовательной программы;

2) на получение образования в соответствии с установленными стандартами;

3) на обучение в условиях, гарантирующих безопасность ребенка;

4) на уважение своего человеческого достоинства, уважительное отношение со стороны персонала образовательного учреждения;

5) на обучение, осуществляемое на современной учебно-материальной базе;

6) на получение впервые бесплатного начального, основного, среднего (полного) общего образования, а на конкурсной основе – среднего профессионального, высшего профессионального образования в государственных и муниципальных образовательных учреждениях;
7) на обеспечение учебной литературой из фондов школьных библиотек;

8) на добровольное участие в трудовой деятельности по благоустройству школы;

9) на получение дополнительных (в том числе платных) образовательных услуг;

10) на социально-педагогическую и психолого-педагогическую помощь в процессе образования;

11) на равные права с другими при поступлении в образовательные учреждения следующего уровня;

12) на перевод (с согласия родителей) в другие образовательные учреждения такого же типа, в случае прекращения деятельности общеобразовательного учреждения или начального профессионального образования;

13) на получение образования (основного общего) на родном языке, а также на выбор языка обучения в пределах имеющихся возможностей;

14) на оставление общеобразовательного учреждения до получения основного общего образования, по достижении возраста 15 лет и согласия родителей (лиц, их заменяющих) и органа управления образованием;

15) на продолжение образования в образовательном учреждении, получающий образование в семье при условии положительной аттестации и решению родителей, лиц их заменяющих, на любом этапе обучения;

16) на перевод в другое образовательное учреждение, реализующее образовательную программу соответствующего уровня, при согласии этого учреждения и успешном прохождении учащимся аттестации;

17) на участие в управлении образовательным учреждением в соответствии с его Уставом;

18) на уважение и свободное выражение мнений и убеждений обучающимся;

19) на свободное посещение мероприятий, не предусмотренных учебным планом.

Более подробно права учащихся в образовательном процессе регламентируются Уставом образовательного учреждения и другими локальными актами.

Какие нормативные акты определяют обязанности обучающихся?

Обязанности обучающихся в образовательном процессе определяются Уставом и другими локальными актами образовательных учреждений.

Как познакомиться с Уставом или Правилами внутреннего распорядка школы, узнать адреса и телефоны органов власти и должностных лиц, отвечающих за защиту прав детей?

Устав и вся указанная информация должны быть вывешены в школе и любом другом учебном учреждении в общедоступном месте (ч. 4 cт. 9 Закона РФ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации»).

Каковы типичные нарушения прав учащихся? В качестве наиболее типичных нарушения прав учащихся в школе можно выделить следующие:

1.Игнорирование прав и свобод ребенка

Проявления:
— неприятие детства как особой субкультуры наряду со взрослой;

— пренебрежение основополагающим понятием прав человека «достоинство человека» (многие педагоги считают, что достоинством обладают только взрослые);

— представление о ребенке, как о пассивном материале, из которого учителю предстоит лепить «нечто» по своему усмотрению, полное игнорирование детской индивидуальности;

— пренебрежение равенством возможностей учащихся и равного ко всем отношения;

— государственная типовая школа остается основным местом образования;

— не соблюдаются гарантии на бесплатное образование (бесплатность образования лишь декларируется, на деле качественное образование требует вложения больших средств; государство экономит на школе, родителей используют в качестве естественных доноров; дети из малообеспеченных семей не имеют возможности получения качественное образования);
— распространен авторитарный стиль педагогической деятельности (ребенок рассматривается не как равноправный партнер воспитания, а как объект).

2. В системе образования применяются наказания, ущемляющие человеческое достоинство
— физическое насилие;

— психологическое, психическое насилие;

— система штрафов за плохую успеваемость или неудовлетворительное поведение учащихся;
— выставление отметки за поведение, которая влияет на выведение общей отметки по предмету;
— отчисление из учебного заведения детей не достигших 14 лет;

— перевод в другой класс, на другой вид обучения без согласия законных представителей и ребенка.
Поясним некоторые понятия, характеризующие обращение с детьми, унижающее человеческое достоинство.

Насилие – любой вид жестокого обращения с детьми, нарушающий физическое и (или) психическое здоровье ребенка, мешающее его полноценному развитию.

Выделяется два вида насилия над детьми – физическое и психическое.

Физическое насилие – любое неслучайное нанесение повреждения ребенку в возрасте до 18 лет родителем, родственником или другим лицом. Эти повреждения могут привести к смерти, вызвать серьезные (требующие медицинской помощи) нарушения физического, психического здоровья или отставание в развитии.

Психологическое (эмоциональное) насилие – периодическое длительное или постоянное психическое воздействие родителей (опекунов) или других взрослых на ребенка, приводящее к формированию у него патологических свойств характера или же тормозящее развитие личности. К этой форме насилия относится:

— открытое неприятие и постоянная критика ребенка;

— оскорбление или унижение его человеческого достоинства;

— угрозы в адрес ребенка;

— преднамеренная физическая или социальная изоляция ребенка;

— предъявление к ребенку требований, не соответствующих возрасту или возможностям;

— ложь и невыполнение взрослым обещаний;

— однократное грубое физическое воздействие, вызвавшее у ребенка психическую травму.

Пренебрежение интересами ребенка – это хроническая неспособность родителя или лица, осуществляющего уход, обеспечить основные потребности ребенка, не достигшего возраста 18 лет, в пище, одежде, жилье, медицинском уходе, образовании, защите и присмотре.
Психологическое пренебрежение – это последовательная неспособность родителя или лица, осуществляющего уход, обеспечить ребенку необходимую поддержку, внимание и привязанность.

3. Наносится вред здоровью ребенка

Проявления:
— расписание не соответствует нормам валеологии;

— сверхнормативное увеличение учебного плана;

— проведение более 2-х контрольных, проверочных работ в день;

— большие объемы домашних заданий;

— у ребенка формируется страх ошибки (ребенок боится предъявить неправильный ответ).

4. Отсутствие возможности участия в соуправлении учебным заведением.

— Отсутствие общественных детских, молодежных объединений в учебных заведениях.

Можно ли исключить учащегося из школы?

За совершение противоправных действий, грубое и неоднократное нарушение Устава школы ученик, достигший 14 лет, может быть исключен из школы по решению органа управления школой. Органы местного самоуправления совместно с родителями исключенного ученика в месячный срок принимают меры, обеспечивающие его трудоустройство или продолжение образования в другом образовательном учреждении. Исключение несовершеннолетнего из общеобразовательной школы возможно только с согласия районной (городской) Комиссии по делам несовершеннолетних (ст. 10 Указа Президиума Верховного Совета РСФСР от 03.06.76 г. «Об утверждении Положения о комиссиях по делам несовершеннолетних»).

Может ли подросток потребовать, чтобы было оценено соответствие государственным стандартам качества жизни обучение и воспитание, которые он получает в школе?

Да, подросток имеет такое право (ч. 2 cт. 8 Закона РФ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации»).

Представим себе, что работник школы или другого образовательного учреждения ущемляет права ребенка. Учащиеся написали на него жалобу администрации. Могут ли учащиеся участвовать в проверке, которая проводится по этой жалобе?

В соответствии с ч. 3 cт. 9 Закона РФ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации», ученики (кроме тех, кто учится в начальной школе) вправе ходатайствовать о проведении дисциплинарного расследования в отношении этого работника с участием выборных представителей учащихся. Но речь идет не о праве делегировать своего представителя для проведения дисциплинарного расследования – ходатайство может быть удовлетворено, но может быть и отклонено. Если ученики с решением администрации не согласны, они вправе обратиться за помощью в уполномоченные органы государственной власти, то есть в органы управления образованием или к специалистам по охране прав детей.

Вправе ли ученики проводить в школе собрания и митинги, если считают, что их права нарушены?

Да, вправе, но только во внеучебное время. При этом администрация учебного учреждения не вправе препятствовать проведению таких мероприятий, но при двух условиях – во-первых, если выборными представителями учеников выполнены условия проведения митингов или собраний, установленные уставом школы, во-вторых, если эти мероприятия не препятствуют учебному или воспитательному процессу и не нарушают российского законодательства (ч. 3 cт. 9 Закона РФ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации»). Однако прежде чем провести митинг или собрание, стоит хорошенько подумать. Всегда лучше спокойно договориться, чем митинговать.

С какового возраста дети могут создавать в школе или другом учреждении, где они обучаются, собственные общественные организации?

Такое право имеют все дети старше 8 лет. Как гласит п. 2 cт. 9 Закона РФ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации», с этими организациями администрация школы (учебного учреждения) может заключать договор о содействии в реализации прав и законных интересов ребенка.

Куда учащиеся могут обратиться за помощью в защите своих прав?

Заметим, что в первую очередь следует попытаться найти справедливость самостоятельно. Гражданин может защищать свои права любым способом, не запрещенным законом (ст. 12 Гражданского Кодекса). Если учащемуся не удается это сделать, следующим шагом может быть обращение к учителю, к уполномоченному по правам участников образовательного процесса, к директору школы, к родителям.. Если не удается решить действительно серьезную проблему на локальном уровне, можно обратиться в прокуратуру, в суд, к государственные и негосударственным организациям, защищающим права человека.

ПРАВА ПЕДАГОГОВ

Какие особые права (не относящиеся к правам человека) имеют педагогические работники образовательных учреждений?

Педагогические работники образовательных учреждений имеют право — на педагогическую деятельность в форме индивидуальной трудовой деятельности и (или) в образовательном учреждении. Индивидуальная трудовая педагогическая деятельность, сопровождающаяся получением доходов, рассматривается как предпринимательская и подлежит регистрации в соответствии с законодательством. К педагогической деятельности не допускаются лица, которым эта деятельность запрещена приговором суда или по медицинским показаниям, а также лица, которые имели судимость за определенные преступления (перечень медицинских противопоказаний для занятия педагогической деятельностью утвержден постановлением Совета Министров — Правительства РФ от 28 апреля 1993 г.; перечень преступлений за совершение которых запрещена педагогическая деятельность еще не утвержден);

— создавать учебные заведения, отвечающие педагогическим нормам, установленным государством, и руководить этими учебными заведениями;

— иметь возможность при наличии необходимой квалификации переходить из образовательного учреждения одного типа на работу в другие учреждения, а также на продвижение на новую должность;

— на бесплатное повышение и совершенствование профессиональных знаний;

— на защиту профессиональной чести и достоинства;

— на защиту от излишнего или неоправданного вмешательства родителей в вопросы, которые по своему характеру входят в круг профессиональных обязанностей учителя;

— на участие в управлении образовательным учреждением;

— на свободу выбора и использования методик обучения и воспитания, учебных пособий и материалов, учебников, методов оценки знаний учащихся;

— на сокращенную продолжительность рабочего времени — не более 36 часов в неделю;

— создавать по своему выбору общественные организации (профсоюзы) и вступать в них на условиях подчинения уставам этих организаций;

— на участие в забастовках;

— на дополнительный отпуск сроком до 1 года через каждые 10 лет непрерывной преподавательской работы, порядок и условия предоставления которого определяется учредителем и (или) Уставом образовательного учреждения;

— на ежемесячную денежную компенсацию для обеспечения книгоиздательской продукцией и периодическими изданиями в том числе совместителям;

— на работу по совместительству, в том числе по аналогичной должности, специальности;

— на ежегодный основной удлиненный оплачиваемый отпуск;

— на получение пенсии по выслуге лет;

— на повышение квалификационной категории;

— на ежегодный дополнительный отпуск продолжительностью 30 календарных дней с сохранением средней заработной платы для учителей, обучающихся в аспирантуре по заочной форме и успешно выполняющим индивидуальный план, также они имеют право на один свободный от работы день в неделю с оплатой его в размере 50% получаемой заработной платы.

 

— Какие обязанности имеют работники образовательных учреждений?

Должностные обязанности педагогических работников отражены в тарифно-квалификационных характеристиках (требованиях) к работникам учреждений образования, а также подробно регламентируются Уставом образовательного учреждения и Правилами внутреннего трудового распорядка образовательного учреждения.

Работники образовательных учреждений обязаны:

— уважать личность ребенка, его право на выражение мнений и убеждений, поддерживать дисциплину на основе уважения человеческого достоинства методами, исключающими физическое и психическое насилие по отношению к ученикам;- соблюдать права и свободы учащихся, обеспечивать охрану их жизни и здоровья в период образовательного процесса;
— осуществлять обучение и воспитание с учетом специфики преподаваемого предмета, используя при этом разнообразные приемы, методы и средства обучения;

— реализовывать образовательные программы и обеспечить уровень подготовки учащихся, соответствующий требованиям государственного образовательного стандарта;

— способствовать социализации, формированию общей культуры личности, осознанному выбору и последующему освоению профессиональных программ;

— стремиться к достижению максимально высокого уровня своей профессиональной работы;

— проявлять готовность к участию в мероприятиях с учащимися и родителями, выходящих за рамки плана образовательного учреждения.

Педагогические работники должны знать:

— Конвенцию о правах ребенка, Конституцию Российской Федерации, законы и подзаконные акты Российской Федерации и региональные по вопросам образования;

— основы общетеоретических дисциплин в объеме, необходимом для решения педагогических, научно-методических, организационно-управленческих задач и специальных дисциплин (педагогику, психологию, возрастную физиологию, школьную гигиену, методику преподавания предмета и воспитательной работы);

— основы права, научной организации труда;

— основные направления и перспективы развития образования и педагогической науки;

— программы и учебники, требования к оснащению и оборудованию кабинетов, средства обучения и их дидактические возможности;

— правила и нормы охраны труда, техники безопасности и противопожарной защиты.

 

— Какую ответственность несут работники образовательных учреждений?

За нарушение норм трудового распорядка, профессионального поведения педагоги и другие работники образовательных учреждений, связанных с процессом обучения, несут дисциплинарную, административную и уголовную ответственность.

За совершение дисциплинарного проступка, т.е. неисполнение или ненадлежащее исполнение трудовых обязанностей по вине учителя на него могут быть возложены следующие дисциплинарные взыскания:

— замечание;

— выговор;

— увольнение по соответствующим основаниям.

Основания для прекращения трудового договора (увольнения) предусмотрены трудовым законодательством; помимо этого основаниями для увольнения педагогического работника по инициативе администрации являются:

— повторное в течение одного года грубое нарушение Устава образовательного учреждения;

— применение, в том числе однократное, методов воспитания, связанных с физическим и (или) психическим насилием над личностью обучающегося, воспитанника.

Дисциплинарное расследование нарушений педагогическим работником норм профессионального поведения и (или) Устава образовательного учреждения может быть проведено только по поступившей на него жалобе, поданной в письменной форме. Копия жалобы обязательно должна вручаться педагогическому работнику. Ход дисциплинарного расследования и принятые по его результатам решения могут быть преданы гласности только с согласия заинтересованного педагогического работника, за исключением случаев, ведущих к запрещению заниматься педагогической деятельностью, или при необходимости защиты интересов учащихся.

За неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанностей по воспитанию несовершеннолетних педагогическим или другим работником образовательного учреждения, обязанного осуществлять надзор за несовершеннолетним, если это деяние соединено с жестоким обращением, установлена уголовная ответственность.

Уголовный кодекс Российской Федерации предусматривает в качестве меры уголовного наказания лишение права заниматься определенной деятельностью на срок от одного года до пяти лет.

 

— Каковы типичные нарушения прав педагогов?

Если отвлечься от нарушений прав человека, касающихся всех граждан нашей страны, для педагогов наиболее болезненным оказываются нарушения их социально-экономических прав (в первую очередь низкая величина и несвоевременность выплаты заработной платы, чрезмерная интенсивность труда и т.д.). Но, если низкая зарплата и, как следствие, высокая интенсивность труда в большей степени обусловлены политикой федеральных властей, то на уровне образовательного учреждения наиболее распространенными нарушениями являются привлечение к труду, не входящему в должностные обязанности и несправедливое распределение дополнительных выплат и премий. Кроме того, нарушения гражданских прав на школьном уровне могут преломляться особым образом: в виде преследований на выражение мнения, ограничений на информацию о важных аспектах школьной жизни, невозможности справедливого урегулирования конфликтов и т.п. Имеют место также неоправданные вмешательства администрации в творческую деятельность педагогов, искусственные препятствия для повышения квалификации учителей и т.д.

— Почему права человека в большей степени распространяются на учащихся и в меньшей — на учителей?

Права человека — узкая сфера морально-правовых норм. К ним относятся только те нормы, которые защищают достоинство человека при взаимодействии с властью, с лицами, действующими в официальном качестве. В школе властью являются директор, завуч, учитель. Поэтому права человека защищают ученика перед учителем, учителя перед администрацией школы, т.е. тех, кто слабее в этом взаимодействии. При этом нормы права защищают всех: и учащегося, и родителя, и учителя, и директора.

По нашему мнению, стремление ряда школьных работников сделать акцент на усвоении участниками образовательного процесса в первую очередь обязанностей, а не прав, аморально по существу. Соблюдение прав человека, прав учащихся является обязанностью педагогов, представляющих в школе власть. Если педагог не хочет говорить о своих обязанностях, а хочет говорить об обязанностях учащихся или родителей, он уходит от разговора о своей ответственности. Учителя, утверждающие, что у детей слишком много прав, склонны забывать об их подвластности. Права ребенка являются определенным противовесом власти учителя. Педагогические проблемы учителю следует решать, используя свое педагогическое мастерство. Радует то, что уже есть педагоги и администраторы, которые это понимают.

Оставить комментарий