Пояснительная записка.
Одной из ведущих тенденций современного образования является его профилизация. Химико-биологический профиль предполагает существенное углубление знаний по этим предметам, что должно обеспечить подготовку к ЕГЭ и поступление в вуз на соответствующие специальности. Программа элективного курса предназначена для предпрофильной подготовки учащихся 9-х классов с ориентацией на химико-биологический профиль. Содержание учебного материала программы соответствует целям и задачам предпрофильного обучения и обладает новизной для учащихся. Элективные курсы по химии в 9 классе призваны развивать интерес к этой удивительной науке, формировать научное мировоззрение, расширять кругозор учащихся, а так же способствовать сознательному выбору химико-биологического профиля. Кроме того, данный курс направлен на удовлетворение познавательных интересов учащихся в области химических проблем экологии, валеологии; поэтому он будет полезен широкому кругу учащихся.
Привлечение дополнительной информации межпредметного характера о значимости химии в различных областях народного хозяйства, в быту, а так же в решении проблемы сохранения и укрепления здоровья позволяет заинтересовать школьников практической химией; повысить их познавательную активность, расширить знания о глобальных проблемах, развивать аналитические способности.
Содержание данного элективного курса направлено на развитие экологической культуры учащихся, ответственного отношения к природе, обосновывает необходимость ведения здорового образа жизни для сохранения здоровья не только каждого человека, но и всего общества. Изучение курса будет способствовать реализации общекультурного компонента содержания химического образования, так как предусматривает формирование целостного представления о мире и месте человека в нём, воспитание культуры поведения в мире веществ и химических превращений. Актуальность предлагаемого элективного курса вызвана значимостью рассматриваемых экологических и валеологических представлений и проблем, которые ставит перед нами сама жизнь.
Этот элективный курс дает возможность учителю и учащимся заниматься самостоятельной познавательной и практической деятельностью по вопросам здоровья и охраны окружающей среды.
Общими принципами отбора содержания материала программы являются:
- системность;
- целостность;
- объективность;
- научность;
- доступность для учащихся основной школы;
- реалистичность;
- практическая направленность.
Данный образовательный курс является источником знаний, он расширяет и углубляет базовый компонент; обеспечивает интеграцию необходимой информации химического, биологического, географического характера.
Курс позволит полнее учесть интересы и профессиональные намерения старшеклассников, следовательно, сделать обучение более интересным для учащихся и, соответственно, получить более высокие результаты.
В содержание программы заложены следующие идеи:
— природа в своём развитии находится в динамическом равновесии;
— при взаимодействии природы и человека изменяются компоненты окружающей среды, что приводит к смещению природного равновесия,
— химические знания необходимы для разумного решения возникших проблем.
Ведущая идея курса:
— развитие химической науки служит интересам общества, призвано улучшать жизнь человеку и решать проблемы, стоящие перед человеком и человечеством; следовательно, вещества нужно изучать, чтобы правильно применять.
Основные цели элективного курса:
1. Усвоение учащимися знаний о веществах, которые нас окружают в повседневной жизни.
2. Раскрытие роли химии в познании природы и обеспечении жизни общества; показ значения химического образования для правильной ориентации в жизни в условиях ухудшения экологической обстановки.
3. Развитие внутренней мотивации учения, повышение интереса к познанию химии.
4. Развитие личности учащегося средствами данного курса.
5. Обеспечение химико-экологического образования, развитие экологической культуры учащихся.
Задачи курса:
1. Сформировать у учащихся сознание необходимости:
а/ заботиться о своём здоровье,
б/ изучать вещества, окружающие нас в повседневной жизни; для того, чтобы их правильно применять.
2. Учить учащихся правильно оценивать экологическую обстановку, формировать активную жизненную позицию по вопросам защиты окружающей среды.
3. Развивать специальные умения и навыки обращения с веществами,
научить выполнять несложные исследования, соблюдая правила по технике безопасности.
4. Расширить кругозор учащихся.
5. Развивать у учащихся общеучебные умения и навыки: работы с научно-популярной и справочной литературой, умения сравнивать, выделять главное, обобщать, систематизировать материал; делать выводы.
6. Развивать самостоятельность и творчество при решении практических задач.
7. Использовать и развивать межпредметные связи с биологией, физикой, географией, математикой.
В настоящее время под лозунгом гуманитаризации обучения происходит сокращение учебных планов в области естествознания. При этом забывается, что химия, как наука, занимая одно из центральных положений в естествознании, составляет основу для формирования научного мировоззрения учащихся. Химические знания необходимы каждому человеку, они определяют рациональное поведение человека в окружающей среде, необходимы в повседневной жизни; элективные курсы будут, в какой-то степени, решать те задачи, которые на уроках химии не удается решить в полном объёме из-за дефицита времени.
Программа курса рассчитана на 17 часов.
Содержательная часть программы
Введение. Биосфера — среда жизни человека. (1 час).
Биосфера. Глобальные экологические проблемы, связанные с хозяйственной деятельностью человека:
а/ парниковый эффект,
б/ уменьшение озонового слоя,
в/ загрязнения тяжёлыми металлами, нефтепродуктами;
г/ кислотные дожди.
Тема № 1. Атмосфера. Воздух, которым мы дышим (4 часа)
Атмосфера. Состав воздуха. Кислород. Растения как поставщики и потребители кислорода. Основные виды загрязнений воздуха и их источники. Кислотные дожди.
Увеличение концентрации углекислого газа и метана в атмосфере. Парниковый эффект и его возможные последствия.
Озоновый слой. Трансформация кислорода в озон, защитная роль озонового слоя Земли. Его значение для жизни на Земле и нарушение целостности.
Пути решения проблемы защиты атмосферы. Сокращение выброса углекислого газа за счёт повышения эффективности топлив, замена бензина и других нефтепродуктов экологически менее вредными топливами. Водородное топливо. Перспективы использования альтернативных источников энергии: ветра, солнца. Международное законодательство по проблеме охраны атмосферы. Приёмы поддержания чистоты воздуха в помещениях.
Практическая работа № 1. Определение состава вдыхаемого и выдыхаемого воздуха. Состав воздуха в кабинете химии. Химическое загрязнение атмосферы. Анализ состава атмосферных осадков на кислотность.
Тема № 2. Гидросфера. Вода, которую мы пьём (4 часа)
Гидросфера. Распределение вод гидросферы. Круговорот воды в природе, его значение в сохранении природного равновесия. Вода — универсальный растворитель. Влияние растворителя на химическую активность веществ (проявление токсичности веществ при их растворении в воде). Химический состав природных вод. Жёсткость воды. Санитария питьевой воды. Понятие о ПДК веществ в водных стоках. Водоочистительные станции. Методы, применяемые для очистки воды, их эффективность. Охрана природных вод: законодательство, международное сотрудничество.
Практическая работа № 2. Анализ водопроводной и технической воды. Сравнение чистой и загрязнённой воды по параметрам: запах, цвет, прозрачность, рН, наличие осадка после отстаивания, пригодность для использования.
Практическая работа № 3. Определение жёсткости воды
Тема № 3. Пища, которую мы едим (3часа)
Что нужно знать, когда покупаешь продукты и готовишь пищу. Пищевая ценность белков, углеводов, жиров. Минеральные вещества: микро — и макроэлементы. Пищевые добавки. Синтетическая пища. Процессы, происходящие при варке овощей. Содержание нитратов в растительной пище и советы по уменьшению их содержания в процессе приготовлении пищи. Качество пищи и проблема сроков хранения пищевых продуктов.
Практическая работа № 4. Определение нитратов в плодах и овощах. Практическая работа № 5. Анализ состава продуктов питания (по этикеткам), расшифровка пищевых добавок, их значение и действие на организм человека.
Тема № 4. Дом, в котором мы живём.
Экология жилища и здоровье человека (2 часа)
Пылевые загрязнения помещений. Влияние шума на здоровье человека. Материалы, из которых построены дома, мебель, покрытия. Радиационные загрязнения. Растения в доме. Животные и насекомые в квартире. Приёмы разумного ведения домашнего хозяйства. Вопросы экологии в современных квартирах.
Практическая работа № 6. Определение относительной запылённости воздуха в помещениях.
Тема № 5. Решение задач с экологическим содержанием. (2часа)
Резервное время — 1 час. Подведение итогов.
Методическая часть программы
Требования к усвоению учебного материала.
В результате изучения программы элективного курса учащиеся получают возможность
Знать:
- качественный и количественный состав воздуха;
- о последствиях загрязнения окружающей среды веществами, содержащимися в выхлопных газах автомобилей, промышленных отходах, средствах бытовой химии;
- о проблеме загрязнения воздушного бассейна (причины, источники, пути сохранения чистоты);
- о роли озонового слоя в биосфере; причинах и последствиях его истощения (понятие «озоновые дыры»)
- примерный качественный состав природных вод;
- о роли воды как активной внутренней среды организма и как непосредственного участника биохимических процессов;
- методы очистки пресной воды от загрязнений;
- о нормировании качества питьевой воды;
- о проблеме загрязнения водного бассейна (причины, источники, пути сохранения чистоты);
- о проблеме пресной воды (запасы, получение, экономия, рациональное использование);
- о проблеме загрязнения Мирового океана нефтью и нефтепродуктами; основные способы очистки водоёмов от нефтяного загрязнения;
- о проблеме содержания понятия «парниковый эффект», кислотные дожди; пути решения проблемы;
- о составе пищи, пищевых добавках, их действии на организм;
- о проблеме, связанной с избытком минеральных удобрений в почве;
- о составе строительных материалов, возможных негативных последствиях, фенольные строения, аллергические заболевания;
- основные источники и причины загрязнения окружающей среды металлами;
- о законодательстве в области охраны атмосферного воздуха и водных ресурсов планеты;
- экологические проблемы местного значения;
- о роли химии в решении экологических проблем.
Уметь:
- составлять схему круговорота воды в природе, обосновывать его роль в сохранении природного равновесия, анализировать причины и последствия его нарушения;
- оценивать состояние воздушной и водной сред, сопоставляя фактические данные и нормы качества;
- раскрывать сущность проблем загрязнения воздушной и водной сред планеты и находить их решения;
- бережно относиться к воде, экономно её расходовать;
- применять простейшие методы очистки питьевой воды;
- анализировать состав пищевых продуктов по этикеткам, уметь выбирать безвредные;
- использовать дополнительный информационный материал по изучению местных экологических проблем.
- прогнозировать последствия загрязнения окружающей среды некоторыми соединениями, приводить примеры воздействия тяжёлых металлов на здоровье человека;
- вести себя в природной среде в соответствии с экологическими требованиями;
- критически оценивать состояние природной среды своей местности и находить пути его улучшения.
Элективный курс предусматривает оптимальное использование современных технологий, в частности, личностно-ориентированных и развивающих; различные организационные формы обучения: лекции, семинары, практические и лабораторные работы, познавательные игры.
Во вводной части курса рекомендуется основное внимание сосредоточить на тех явлениях, которые вызывают серьёзную обеспокоенность за состояние природной среды и будущее цивилизации. К таким явлениям следует отнести: глобальное потепление климата, истощение стратосферного озонового слоя, кислотные дожди, накопление в почве токсичных тяжёлых металлов, нефтяные загрязнения.
В основной части, состоящей из четырёх тем, учащиеся должны найти ответы на вопросы:
а/ чем мы дышим,
б/ что мы пьём,
в/ что мы едим,
г/ где мы живём?
Предполагается, что учащиеся вместе с учителем будут обсуждать и исследовать эти жизненно-важные аспекты с экологических и валеологических позиций, и особое внимание следует уделить изучению воздействия вредных веществ на организм человека и способам защиты от этих воздействий. Значительное место в содержании данного курса отводится химическому эксперименту. Выполнение его формирует у учащихся навыки работы с веществами, практические умения и навыки необходимы каждому гражданину, кроме того, химический эксперимент выступает в роли источника знаний и формирует научную картину мира. Практические работы по своему содержанию приближены к жизни, т.к. предполагается исследовать жизненно-важные объекты: воздух, воду, пищу. Необходимо использовать местный материал, по возможности организовать экскурсии в лаборатории СЭС, водоочистительную станцию, кислородную станцию и др. Часть времени рекомендуется отвести на решение задач проблемного характера с экологическим содержанием, что обеспечит не только закрепление и развитие специальных навыков, но и формирование активной жизненной позиции.
Усвоение материала по программе курса можно проследить через отчёты по практическим работам, самостоятельные творческие работы, рефераты, анкетирование, тесты; итоги работы можно обобщить на конференции, устном журнале и др.
Формы организации учебной деятельности в рамках элективного курса:
- лекции с элементами беседы,
- семинары,
- дискуссии,
- практические работы исследовательского характера,
- конференции по проблемам защиты окружающей среды и валеологии,
- ролевые и познавательные игры.
Литература
1. Кузьменюк Н.М., Стрельцов Е.А., Кумачёв А.И. Экология на уроках химии. – Мн.: Изд. ООО «Красикопринт», 1996. – 208с.
2. Ревелль П., Ревель Ч. Среда нашего обитания: В 4-х книгах. Кн. 2. Загрязнение воды и воздуха: Пер. с англ. – М.: Мир, 1995. –с., ил.
3. Кукушкин Ю.Н. Химия вокруг нас: Справ. пособие. – М.: «Высшая школа», 1992. – 192с.: ил.
4. Энциклопедический словарь юного химика. /Под ред. Трифонова Д.Н. – М.: «Педагогика-Пресс», 1999. – 368 с.: ил.
5. Попов С.В. Валеология в школе и дома (О физическом благополучии школьников), — СПб.: СОЮЗ, 1997. 256с.
6. Браун Т., Лемей Г.Ю. Химия — в центре наук. В 2-х частях. Пер. с англ. – М.: Мир, 1983. – 448с., ил.
7. Программы для общеобразовательных учреждений: Химия. 8-11 кл. /Сост. Н.и. Габрусёва, С.В. Суматохин. – 2-е изд.,доп. – М.: Дрофа. 2001. – 288с.
8. Кузнецова Н.Е. К изучению эколого-химического материала. – Химия в школе, 5-2004.
9. Шуляковский Г.М. Диоксины и окружающая среда. – Химия в школе.3-2001.
10. Назаренко В.М. Программа экологизированного курса химии для средней общеобразовательной школы. – Химия в школе.- 5,1993
11. Назаренко в.М. Экологическая безопасность в быту. Что нужно знать, когда покупаешь продукты и готовишь пищу. – Химия в школе. 5,1997.
12. Скуднова Л.Г. Экология жилища и здоровье человека. Первое сентября. Химия.- 12-15, 2004.
13. Шаброва Е.В. Современные экологические проблемы с точки зрения химика. Химия в школе. – 1,1997.
14. Аликберова Л.Ю., Хабарова Е.И. Задачи по химии с экологическим содержанием. – М.: Центрхимпресс, 2001.-48с.
15. Коробейникова Л.А. Методика изучения состава окружающего воздуха. // Химия в школе. -2,2000.
16. Северюхина Т.В. Исследование пищевых продуктов. //Химия в школе.-5,2000.
17. Соловьянинов А.А. Проблемы защиты озонового слоя в России. // Химия в школе.- 2,1999
18. Седельников В.П. Заботливая помощница.- Киев: Рад.шк., 1999.- 168с.
Примерное тематическое планирование учебного материала элективного курса
№ п/п | Тема, изучаемые вопросы | Кол-во
часов |
Демонстрации,
лабораторные опыты |
Форма занятия,
организационной деятельности учащихся |
Образовательный продукт | Дата |
1 | Введение
Биосфера — среда жизни человека. Глобальные экологические проблемы, связанные с хозяйственной деятельностью человека: парниковый эффект, кислородные дожди, уменьшение озонового слоя планеты, загрязнения природы тяжёлыми металлами, нефтепродуктами |
1 | Видеофильм
«Глобальные проблемы человечества», 1-я часть, фрагменты |
лекция с элементами
беседы |
опорный
конспект |
|
2-6
2 |
Тема № 1. Атмосфера. Воздух, которым мы дышим
Атмосфера. Состав воздуха. Кислород. Растения как поставщики и потребители кислорода. Основные виды загрязнений воздуха и их источники. Кислотные дожди |
4
1 |
опыт, демонстрирующий образование кислоты при сгорании серы | семинар-практикум | диаграмма
«Состав воздуха», таблица «Виды загрязнений» |
|
3 | Увеличение концентрации углекислого газа и метана в атмосфере. Парниковый эффект и его возможные последствия.
Озоновый слой. Трансформация кислорода в озон, защитная роль озонового слоя Земли, его значение для жизни на Земле и нарушение целостности |
1 | конференция | доклады,
сообщения учащихся |
||
опыт, демонстрирующий превращение кислорода в озон | ||||||
4 | Пути решения защиты атмосферы. Сокращение выбросов углекислого газа за счёт повышения эффективности топлив, замена бензина и других нефтепродуктов экологически менее вредными топливами. Международное законодательство в области охраны атмосферы. Приёмы поддержания чистоты воздуха в помещениях | 1 | демонстрация коллекции различных видов топлива | беседа,
дискуссия |
тезисы, работа
с документами |
|
5 | Практическая работа № 1
Определение состава вдыхаемого и выдыхаемого воздуха. Состав воздуха в кабинете химии. Определение состава атмосферных осадков на кислотность
|
1 | практическая работа
с элементами исследования |
отчёт о
практической работе |
||
6-9 | Тема № 2. Гидросфера. Вода, которую мы пьём. | 4 | ||||
6 | Гидросфера. Распределение вод гидросферы. Круговорот воды в природе, его значение в сохранении природного равновесия. Вода – универсальный растворитель. Химический состав природных вод. Жёсткость воды.
Лабораторный опыт № 1. Вода как растворитель |
1 | лабораторный опыт, демонстрирующий свойства воды, как растворителя | беседа,
лабораторный опыт |
работа с таблицей,
отчет по лабораторному опыту |
|
7
|
Санитария питьевой воды. Понятие о ПДК веществ в водных стоках. Охрана природных вод: законодательство, международное сотрудничество. | 1
|
работа с документами,
беседа |
анализ данных
состава питьевой воды г. Ноябрьска, работа с документами, тезисы |
||
Практическая работа № 2. Анализ водопроводной и технической воды. Сравнение чистой и загрязнённой воды по параметрам: запах, цвет, прозрачность, рН, наличие осадка после отстаивания, пригодность для использования | практическая работа | отчёт
о практической работе |
||||
8 | Водоочистительные станции. Методы, применяемые для очистки воды, их эффективность
Лабораторный опыт № 2. Способы очистки воды |
1 | лабораторный опыт
«Способы очистки воды» |
урок — экскурсия | экскурсия
на водоочистительную станцию |
|
9 | Практическая работа № 3.
Определение жёсткости воды
|
1 | практическая работа | отчёт
о практической работе |
||
10-12 | Тема № 3. Пища, которую мы едим | 3 | ||||
10 | Что нужно знать, когда покупаешь продукты и готовишь пищу. Пищевая ценность белков, углеводов, жиров. Минеральные вещества: микро- и макроэлементы. Пищевые добавки. Синтетическая пища. Процессы, происходящие при варке овощей | 1 | демонстрация
этикеток от пищевых кондитерских изделий, маргарина, майонеза и др., которые мы покупаем в магазине. |
устный журнал | выступления
учащихся |
|
11 | Содержание нитратов в растительной пище и советы по уменьшению их содержания в процессе приготовления пищи. Качество пищи и проблема сроков хранения пищевых продуктов.
Практическая работа № 4 Определение нитратов в плодах и овощах |
1 | практическая работа | отчёт
о практической работе |
||
12 | Практическая работа № 5
Анализ состава продуктов питания (по этикеткам), расшифровка кодов пищевых добавок, их значение и действие на организм человека
|
1 | практическая работа | отчёт
о практической работе |
||
13-14 | Тема № 4. Дом, в котором мы живём. Экология жилища и здоровье человека | 2 | ||||
14 | Материалы, из которых построены дома, мебель, покрытия. Радиационные загрязнения. Растения в доме. Животные и насекомые в квартире. Влияние шума на здоровье человека.
Приёмы разумного ведения домашнего хозяйства. Вопросы экологии в современных квартирах |
1 | демонстрация
образцов строительных материалов. |
лекция с элементами беседы
или беседа, в зависимости от подготовленности учащихся |
опорный конспект,
тезисы |
|
Практическая работа № 6.
Определение относительной запылённости помещений |
1 | практическая работа
|
отчёт о практической
работе |
|||
15
16 |
Тема № 5. Решение задач с экологическим содержанием | 2 | урок решения задач | решение задач | ||
17 | Заключительное занятие.
Подведение итогов. Анкетирование или сочинение на тему: «Природа и мы»
|
1 | анкетирование | если есть возможность,
последнее занятие можно провести в форме экскурсии в природу, с целью анализа экологической обстановки; в местных условиях это может быть лес, болото, пострадавшее от нефтяных разливов
|
||
Всего часов
Практических работ Лабораторных опытов Экскурсий |
17
6 2 1 |