Проект элективного курса Кофанова

Пояснительная  записка.

               Одной  из  ведущих  тенденций  современного  образования  является  его  профилизация.  Химико-биологический  профиль  предполагает  существенное  углубление  знаний  по  этим  предметам,  что  должно  обеспечить  подготовку  к  ЕГЭ  и  поступление  в  вуз  на  соответствующие  специальности.  Программа  элективного курса предназначена  для  предпрофильной  подготовки  учащихся  9-х  классов  с  ориентацией  на  химико-биологический  профиль.  Содержание  учебного  материала  программы  соответствует   целям  и  задачам  предпрофильного  обучения  и  обладает  новизной  для  учащихся.  Элективные  курсы  по химии  в  9  классе  призваны   развивать  интерес  к  этой  удивительной  науке,  формировать  научное  мировоззрение,   расширять  кругозор  учащихся,   а  так  же  способствовать  сознательному  выбору  химико-биологического  профиля.   Кроме  того,  данный  курс  направлен  на  удовлетворение  познавательных  интересов  учащихся   в  области  химических  проблем экологии,  валеологии;   поэтому   он    будет  полезен  широкому  кругу  учащихся.

                 Привлечение дополнительной  информации  межпредметного характера  о значимости  химии  в  различных  областях  народного  хозяйства,  в  быту,  а  так  же  в  решении  проблемы  сохранения  и  укрепления  здоровья  позволяет  заинтересовать  школьников  практической  химией;  повысить  их  познавательную  активность,  расширить  знания  о  глобальных  проблемах,  развивать  аналитические  способности.

                  Содержание  данного  элективного  курса   направлено  на  развитие экологической  культуры  учащихся,  ответственного  отношения  к  природе,  обосновывает  необходимость  ведения  здорового  образа  жизни  для  сохранения  здоровья  не  только  каждого  человека,  но и  всего  общества.      Изучение    курса  будет  способствовать  реализации   общекультурного  компонента  содержания  химического  образования,  так  как  предусматривает  формирование  целостного  представления  о  мире  и  месте  человека  в  нём,  воспитание  культуры  поведения  в  мире  веществ  и  химических  превращений.   Актуальность   предлагаемого  элективного  курса  вызвана  значимостью  рассматриваемых  экологических  и  валеологических  представлений  и  проблем,  которые  ставит  перед  нами  сама  жизнь.

                Этот  элективный  курс  дает  возможность  учителю  и  учащимся   заниматься  самостоятельной  познавательной    и  практической  деятельностью  по  вопросам  здоровья  и  охраны  окружающей  среды.

Общими  принципами  отбора  содержания  материала  программы  являются:

  • системность;
  • целостность;
  • объективность;
  • научность;
  • доступность  для  учащихся  основной  школы;
  • реалистичность;
  • практическая  направленность.

            Данный  образовательный  курс  является  источником  знаний,  он  расширяет  и  углубляет  базовый  компонент;  обеспечивает  интеграцию  необходимой  информации  химического,  биологического,  географического  характера.

            Курс  позволит  полнее  учесть  интересы  и  профессиональные  намерения  старшеклассников,  следовательно,  сделать  обучение  более  интересным  для  учащихся  и,  соответственно,  получить  более  высокие  результаты.

В  содержание  программы  заложены  следующие  идеи:

                — природа  в  своём  развитии  находится  в  динамическом  равновесии;

                — при взаимодействии  природы  и  человека  изменяются  компоненты  окружающей  среды,  что  приводит  к  смещению  природного  равновесия,

                — химические  знания  необходимы для  разумного   решения  возникших проблем.

Ведущая  идея  курса:

                 —  развитие  химической  науки  служит  интересам  общества,  призвано  улучшать  жизнь  человеку  и  решать  проблемы,  стоящие  перед  человеком  и человечеством;  следовательно,  вещества  нужно  изучать,  чтобы  правильно  применять.

Основные  цели  элективного  курса:

1.  Усвоение   учащимися  знаний  о  веществах,  которые  нас  окружают  в  повседневной  жизни.

2.  Раскрытие  роли химии  в  познании  природы  и  обеспечении  жизни  общества;   показ  значения  химического  образования  для  правильной  ориентации  в  жизни  в  условиях  ухудшения  экологической  обстановки.

3. Развитие  внутренней  мотивации  учения,  повышение  интереса  к  познанию  химии.

4.  Развитие  личности  учащегося  средствами  данного  курса.

5.  Обеспечение  химико-экологического  образования,  развитие  экологической  культуры  учащихся.

Задачи  курса:

1.  Сформировать  у  учащихся  сознание  необходимости:

а/  заботиться  о своём  здоровье,

б/ изучать  вещества,   окружающие  нас  в  повседневной  жизни;  для  того,  чтобы  их  правильно применять.

2.  Учить  учащихся  правильно  оценивать  экологическую  обстановку,  формировать  активную  жизненную  позицию  по  вопросам  защиты  окружающей  среды.

 3.  Развивать  специальные  умения   и  навыки   обращения  с  веществами,

научить  выполнять  несложные  исследования,  соблюдая  правила  по  технике  безопасности.

4.  Расширить  кругозор  учащихся.

5.  Развивать  у  учащихся  общеучебные  умения и  навыки:   работы  с  научно-популярной  и  справочной    литературой,  умения  сравнивать,  выделять  главное,  обобщать, систематизировать  материал;   делать  выводы.

6.  Развивать  самостоятельность  и  творчество  при  решении  практических  задач.

7.  Использовать  и  развивать  межпредметные  связи  с  биологией,  физикой,  географией,  математикой.

              В  настоящее  время    под  лозунгом  гуманитаризации  обучения  происходит  сокращение  учебных  планов  в  области  естествознания.  При  этом  забывается,  что  химия,  как  наука,  занимая  одно  из  центральных  положений  в  естествознании,  составляет основу  для  формирования  научного мировоззрения  учащихся.  Химические  знания  необходимы  каждому  человеку,  они  определяют  рациональное  поведение  человека  в  окружающей  среде,  необходимы  в  повседневной  жизни;  элективные  курсы  будут,  в  какой-то  степени,  решать  те  задачи,  которые  на  уроках  химии  не  удается  решить  в   полном  объёме  из-за  дефицита  времени.

Программа  курса рассчитана  на  17  часов. 

Содержательная  часть  программы

Введение.  Биосфера  —  среда  жизни  человека.  (1 час).

Биосфера. Глобальные  экологические  проблемы,  связанные  с  хозяйственной  деятельностью  человека:

а/  парниковый эффект,

б/ уменьшение  озонового  слоя,

в/  загрязнения  тяжёлыми  металлами,  нефтепродуктами;

г/  кислотные  дожди.

Тема  № 1.  Атмосфера.  Воздух,   которым  мы  дышим (4 часа)

              Атмосфера.  Состав  воздуха.  Кислород.  Растения  как  поставщики  и  потребители  кислорода.  Основные  виды  загрязнений  воздуха  и  их источники.  Кислотные дожди.

              Увеличение  концентрации  углекислого  газа  и  метана  в атмосфере.  Парниковый  эффект  и  его  возможные  последствия.

              Озоновый  слой.  Трансформация  кислорода  в  озон,  защитная  роль  озонового  слоя  Земли. Его  значение  для  жизни  на  Земле  и  нарушение целостности.

             Пути  решения проблемы  защиты  атмосферы.  Сокращение  выброса  углекислого  газа  за  счёт  повышения  эффективности  топлив,  замена  бензина  и  других  нефтепродуктов  экологически  менее  вредными  топливами.  Водородное  топливо.  Перспективы  использования  альтернативных  источников  энергии:  ветра,  солнца.   Международное  законодательство  по проблеме  охраны  атмосферы.   Приёмы  поддержания  чистоты  воздуха  в  помещениях.

Практическая  работа  № 1. Определение  состава  вдыхаемого  и  выдыхаемого  воздуха. Состав  воздуха  в  кабинете  химии.   Химическое  загрязнение  атмосферы.  Анализ  состава  атмосферных  осадков  на  кислотность.

 

Тема  № 2.  Гидросфера.  Вода,  которую  мы  пьём (4 часа)

           Гидросфера. Распределение  вод  гидросферы.  Круговорот  воды  в  природе,  его  значение  в  сохранении  природного  равновесия.  Вода  —  универсальный  растворитель.  Влияние  растворителя  на  химическую  активность  веществ  (проявление  токсичности  веществ   при  их  растворении  в  воде).  Химический  состав  природных  вод.  Жёсткость  воды.  Санитария  питьевой    воды.  Понятие  о  ПДК  веществ  в  водных  стоках.  Водоочистительные  станции.  Методы,  применяемые  для  очистки  воды, их  эффективность.  Охрана  природных  вод:  законодательство,  международное  сотрудничество.

Практическая  работа  № 2.  Анализ  водопроводной   и  технической   воды. Сравнение  чистой  и  загрязнённой  воды  по  параметрам:  запах,  цвет,  прозрачность,  рН,  наличие  осадка  после  отстаивания,  пригодность  для  использования.

Практическая  работа № 3. Определение   жёсткости  воды

Тема  № 3.  Пища,  которую  мы  едим (3часа)

             Что  нужно  знать,  когда  покупаешь  продукты  и  готовишь  пищу. Пищевая  ценность  белков,  углеводов,  жиров.  Минеральные  вещества:  микро —  и  макроэлементы. Пищевые  добавки.  Синтетическая  пища.  Процессы,  происходящие  при  варке  овощей.  Содержание  нитратов  в  растительной  пище  и  советы  по  уменьшению  их  содержания  в  процессе  приготовлении  пищи.    Качество  пищи  и  проблема  сроков  хранения  пищевых  продуктов.

Практическая  работа  № 4.  Определение  нитратов  в  плодах  и  овощах.  Практическая  работа  № 5. Анализ  состава  продуктов  питания  (по этикеткам),  расшифровка  пищевых  добавок,  их  значение  и  действие  на  организм  человека.

Тема  № 4.  Дом,  в  котором  мы  живём.

Экология  жилища  и  здоровье  человека  (2 часа)

Пылевые  загрязнения  помещений.  Влияние  шума  на  здоровье человека.  Материалы,  из  которых  построены  дома,  мебель,  покрытия.  Радиационные загрязнения.  Растения  в  доме.  Животные  и насекомые  в  квартире.  Приёмы  разумного  ведения  домашнего хозяйства. Вопросы  экологии  в  современных  квартирах.

Практическая  работа  № 6.  Определение  относительной  запылённости  воздуха  в  помещениях.

 

Тема  № 5. Решение  задач  с  экологическим  содержанием. (2часа)

Резервное  время  — 1 час.  Подведение  итогов.

Методическая  часть  программы

Требования  к  усвоению  учебного материала.

В  результате  изучения  программы  элективного  курса  учащиеся получают  возможность

Знать:

  • качественный  и  количественный состав  воздуха;
  • о  последствиях  загрязнения  окружающей  среды  веществами,  содержащимися  в  выхлопных  газах  автомобилей,  промышленных  отходах,  средствах  бытовой  химии;
  • о  проблеме  загрязнения  воздушного    бассейна  (причины,  источники,  пути  сохранения  чистоты);
  • о  роли  озонового  слоя  в  биосфере;  причинах  и  последствиях его  истощения  (понятие  «озоновые  дыры»)
  • примерный  качественный  состав  природных  вод;
  • о  роли воды  как  активной  внутренней  среды  организма  и  как  непосредственного  участника  биохимических  процессов;
  • методы  очистки  пресной  воды  от  загрязнений;
  • о  нормировании  качества  питьевой  воды;
  • о  проблеме  загрязнения  водного  бассейна  (причины,  источники,  пути  сохранения  чистоты);
  • о  проблеме  пресной  воды   (запасы,  получение,  экономия,  рациональное  использование);
  • о  проблеме  загрязнения  Мирового  океана  нефтью  и  нефтепродуктами;  основные  способы  очистки  водоёмов  от  нефтяного  загрязнения;
  • о  проблеме  содержания  понятия  «парниковый  эффект»,  кислотные  дожди;  пути  решения  проблемы;
  • о  составе  пищи,  пищевых  добавках,  их действии  на  организм;
  • о  проблеме,  связанной  с  избытком  минеральных  удобрений  в  почве;
  • о  составе строительных  материалов,  возможных  негативных  последствиях,  фенольные  строения,  аллергические  заболевания;
  • основные  источники  и  причины  загрязнения  окружающей  среды  металлами;
  • о  законодательстве  в  области  охраны  атмосферного  воздуха  и  водных  ресурсов  планеты;
  • экологические  проблемы  местного  значения;
  • о  роли  химии  в  решении экологических проблем.

Уметь:

  • составлять  схему  круговорота  воды  в  природе,  обосновывать  его  роль  в  сохранении  природного  равновесия,  анализировать  причины  и  последствия  его  нарушения;
  • оценивать  состояние  воздушной  и  водной  сред,  сопоставляя  фактические  данные  и  нормы  качества;
  • раскрывать  сущность  проблем  загрязнения  воздушной  и  водной  сред  планеты  и  находить  их  решения;
  • бережно  относиться  к  воде,  экономно  её  расходовать;
  • применять  простейшие  методы  очистки  питьевой  воды;
  • анализировать  состав  пищевых продуктов  по  этикеткам,  уметь  выбирать   безвредные;
  • использовать дополнительный  информационный  материал по  изучению  местных  экологических  проблем.
  • прогнозировать  последствия  загрязнения  окружающей  среды  некоторыми соединениями,  приводить  примеры  воздействия  тяжёлых  металлов  на  здоровье человека;
  • вести  себя  в  природной  среде  в  соответствии  с  экологическими  требованиями;
  • критически  оценивать  состояние  природной  среды  своей  местности  и  находить  пути  его  улучшения.

Элективный  курс  предусматривает  оптимальное  использование  современных  технологий,  в  частности, личностно-ориентированных  и  развивающих;  различные  организационные  формы  обучения:  лекции,  семинары,  практические  и  лабораторные  работы, познавательные  игры.

              Во  вводной  части  курса  рекомендуется  основное  внимание  сосредоточить   на  тех  явлениях,  которые  вызывают серьёзную  обеспокоенность  за  состояние  природной  среды  и  будущее  цивилизации.  К  таким  явлениям  следует  отнести:  глобальное  потепление  климата,  истощение  стратосферного  озонового  слоя,  кислотные  дожди,  накопление  в  почве  токсичных  тяжёлых  металлов,  нефтяные  загрязнения.

                В  основной    части,  состоящей    из  четырёх  тем,    учащиеся  должны  найти  ответы  на  вопросы:

                а/  чем  мы  дышим,

                б/  что  мы  пьём,

                в/  что  мы  едим,

                г/  где  мы  живём?

 Предполагается,  что  учащиеся  вместе  с  учителем  будут  обсуждать  и  исследовать  эти  жизненно-важные  аспекты  с  экологических  и  валеологических  позиций,   и  особое  внимание  следует  уделить  изучению  воздействия  вредных  веществ  на  организм  человека  и  способам  защиты  от  этих  воздействий.  Значительное  место  в  содержании  данного  курса  отводится  химическому  эксперименту.  Выполнение  его  формирует  у  учащихся  навыки  работы  с  веществами,  практические  умения  и  навыки  необходимы  каждому  гражданину,  кроме  того,  химический эксперимент  выступает  в  роли  источника  знаний  и  формирует  научную  картину  мира.  Практические  работы  по  своему содержанию  приближены  к  жизни,  т.к.  предполагается  исследовать  жизненно-важные  объекты:  воздух,  воду,  пищу. Необходимо  использовать  местный  материал,   по  возможности  организовать  экскурсии  в  лаборатории  СЭС,  водоочистительную  станцию,  кислородную  станцию  и  др.  Часть  времени рекомендуется  отвести    на   решение  задач  проблемного  характера  с  экологическим  содержанием,  что  обеспечит  не  только  закрепление  и  развитие  специальных   навыков,  но  и  формирование  активной  жизненной  позиции.

                 Усвоение  материала  по программе  курса  можно  проследить  через  отчёты  по  практическим  работам,  самостоятельные  творческие  работы,  рефераты,  анкетирование,  тесты;  итоги  работы  можно обобщить  на  конференции,  устном  журнале  и  др.

Формы  организации  учебной  деятельности  в  рамках  элективного  курса:

  • лекции  с  элементами  беседы,
  • семинары,
  • дискуссии,
  • практические  работы  исследовательского  характера,
  • конференции  по  проблемам  защиты  окружающей  среды  и  валеологии,
  •  ролевые  и  познавательные  игры.

Литература

1. Кузьменюк  Н.М.,  Стрельцов  Е.А.,  Кумачёв  А.И. Экология  на  уроках  химии. – Мн.: Изд.  ООО «Красикопринт», 1996. – 208с.

2.  Ревелль П.,  Ревель Ч.  Среда  нашего  обитания: В  4-х  книгах.  Кн. 2.  Загрязнение воды  и  воздуха:  Пер.  с  англ. – М.:  Мир, 1995. –с.,  ил.

3.  Кукушкин  Ю.Н.  Химия  вокруг  нас:  Справ. пособие. – М.:  «Высшая  школа»,  1992. – 192с.: ил.

4.  Энциклопедический  словарь юного  химика. /Под  ред. Трифонова Д.Н. – М.: «Педагогика-Пресс», 1999. – 368 с.: ил.

5. Попов  С.В.  Валеология  в  школе  и  дома  (О  физическом  благополучии  школьников), — СПб.: СОЮЗ,  1997. 256с.

6.  Браун  Т.,  Лемей  Г.Ю.  Химия —  в  центре  наук.  В  2-х  частях.  Пер. с англ. – М.:  Мир, 1983.  – 448с.,  ил.

7.  Программы  для  общеобразовательных  учреждений:  Химия.  8-11 кл.  /Сост. Н.и. Габрусёва,  С.В.  Суматохин. – 2-е  изд.,доп. – М.:  Дрофа.  2001. – 288с.

8. Кузнецова  Н.Е.  К  изучению  эколого-химического  материала. – Химия  в  школе,  5-2004.

9.  Шуляковский  Г.М.  Диоксины  и  окружающая  среда. – Химия  в  школе.3-2001.

10.  Назаренко  В.М.  Программа  экологизированного  курса  химии  для  средней  общеобразовательной  школы. – Химия  в  школе.- 5,1993

11. Назаренко  в.М.  Экологическая  безопасность  в  быту. Что  нужно  знать,  когда  покупаешь  продукты  и  готовишь  пищу.  – Химия  в  школе. 5,1997.

12.  Скуднова  Л.Г.  Экология  жилища  и  здоровье  человека.  Первое  сентября. Химия.- 12-15,  2004.

13. Шаброва  Е.В.  Современные  экологические  проблемы  с  точки  зрения  химика.  Химия  в  школе. – 1,1997.

14. Аликберова   Л.Ю.,  Хабарова  Е.И.  Задачи  по  химии  с  экологическим  содержанием. – М.: Центрхимпресс,  2001.-48с.

15.  Коробейникова  Л.А.  Методика  изучения  состава  окружающего  воздуха. // Химия  в  школе. -2,2000.

16.  Северюхина Т.В.  Исследование  пищевых  продуктов.  //Химия  в школе.-5,2000.

17.  Соловьянинов А.А. Проблемы  защиты  озонового  слоя  в  России. // Химия  в  школе.- 2,1999

18.  Седельников  В.П.  Заботливая  помощница.- Киев: Рад.шк.,  1999.- 168с.

Примерное  тематическое  планирование    учебного  материала  элективного  курса

 

№ п/п Тема,  изучаемые  вопросы Кол-во

часов

Демонстрации,

лабораторные

опыты

Форма  занятия,

организационной

деятельности  учащихся

Образовательный  продукт Дата
1 Введение

Биосфера — среда  жизни  человека.   Глобальные  экологические проблемы,  связанные  с  хозяйственной  деятельностью  человека: парниковый эффект,  кислородные  дожди,  уменьшение  озонового  слоя  планеты,  загрязнения  природы  тяжёлыми  металлами,  нефтепродуктами

1 Видеофильм

«Глобальные  проблемы  человечества»,

1-я  часть,  фрагменты

лекция  с  элементами

беседы

опорный

конспект

 
2-6

 

 

2

Тема  № 1.  Атмосфера.  Воздух,  которым  мы  дышим

Атмосфера.  Состав  воздуха. Кислород. Растения как поставщики и потребители кислорода.

Основные  виды  загрязнений  воздуха  и  их  источники.  Кислотные  дожди

4

 

 

1

опыт,  демонстрирующий  образование  кислоты при  сгорании  серы семинар-практикум диаграмма

«Состав  воздуха»,

таблица  «Виды

загрязнений»

 
3 Увеличение  концентрации  углекислого  газа  и  метана  в  атмосфере.  Парниковый  эффект  и  его возможные   последствия.

Озоновый  слой.  Трансформация  кислорода  в  озон,  защитная  роль  озонового  слоя  Земли, его  значение  для  жизни  на Земле и нарушение целостности

1   конференция доклады,

сообщения  учащихся

 
  опыт,  демонстрирующий  превращение  кислорода  в  озон      
4 Пути  решения  защиты  атмосферы.  Сокращение  выбросов  углекислого  газа  за  счёт  повышения  эффективности  топлив, замена бензина и других нефтепродуктов экологически менее вредными топливами.  Международное  законодательство  в  области  охраны  атмосферы.  Приёмы  поддержания  чистоты  воздуха  в  помещениях 1 демонстрация  коллекции  различных  видов  топлива беседа,

дискуссия

тезисы,  работа

с  документами

 
5 Практическая  работа  № 1

Определение  состава  вдыхаемого  и  выдыхаемого  воздуха.  Состав  воздуха  в  кабинете  химии.  Определение  состава  атмосферных  осадков  на  кислотность

 

1   практическая  работа

с

элементами

исследования

отчёт  о

практической

работе

 
6-9 Тема  № 2.  Гидросфера.  Вода,  которую  мы  пьём. 4        
6 Гидросфера.  Распределение  вод  гидросферы.  Круговорот  воды  в  природе,  его  значение  в  сохранении  природного  равновесия.  Вода – универсальный  растворитель.  Химический  состав  природных  вод.  Жёсткость  воды.

Лабораторный опыт № 1. Вода как растворитель

1 лабораторный  опыт,  демонстрирующий  свойства  воды,  как  растворителя беседа,

лабораторный  опыт

работа  с  таблицей,

отчет

по  лабораторному

опыту

 
7

 

Санитария  питьевой  воды.  Понятие  о  ПДК  веществ  в  водных  стоках. Охрана  природных  вод:  законодательство,  международное  сотрудничество. 1

 

  работа  с  документами,

беседа

анализ  данных

состава  питьевой

воды  г.  Ноябрьска,

работа  с документами,

тезисы

 
Практическая  работа  № 2.  Анализ  водопроводной  и  технической  воды.  Сравнение  чистой  и  загрязнённой  воды  по параметрам:  запах,  цвет,  прозрачность,  рН,  наличие  осадка  после  отстаивания,  пригодность  для  использования   практическая  работа отчёт

о  практической

работе

 
8 Водоочистительные  станции. Методы,  применяемые  для  очистки  воды,  их  эффективность

 

Лабораторный опыт № 2. Способы очистки воды

1 лабораторный  опыт

«Способы  очистки  воды»

урок — экскурсия экскурсия

на  водоочистительную

станцию

 
9 Практическая  работа  № 3.

Определение  жёсткости  воды

 

1   практическая  работа отчёт

о практической

работе

 
10-12 Тема  № 3.  Пища,  которую  мы  едим 3        
10 Что  нужно  знать,  когда  покупаешь  продукты  и  готовишь  пищу. Пищевая ценность белков, углеводов, жиров. Минеральные вещества: микро- и макроэлементы. Пищевые добавки. Синтетическая пища. Процессы, происходящие при варке овощей 1 демонстрация

этикеток  от  пищевых  кондитерских  изделий,  маргарина,  майонеза  и  др.,  которые

мы  покупаем  в  магазине.

устный  журнал выступления

учащихся

 
11 Содержание нитратов в растительной пище и советы по уменьшению их содержания в процессе приготовления пищи. Качество пищи и проблема сроков хранения пищевых продуктов.

Практическая  работа  № 4

Определение  нитратов  в  плодах  и  овощах

1   практическая  работа отчёт

о практической

работе

 
12 Практическая  работа  № 5

 

Анализ состава продуктов питания (по этикеткам), расшифровка кодов пищевых добавок, их значение и действие на организм человека

 

1   практическая  работа отчёт

о  практической

работе

 
13-14 Тема  № 4.  Дом,  в  котором  мы  живём.  Экология  жилища  и  здоровье  человека 2        
14 Материалы,  из  которых построены  дома,  мебель,  покрытия.  Радиационные  загрязнения.  Растения  в  доме.  Животные  и  насекомые  в  квартире.  Влияние  шума  на  здоровье  человека.

Приёмы  разумного  ведения  домашнего  хозяйства.  Вопросы  экологии  в  современных  квартирах

1 демонстрация

образцов строительных  материалов.

лекция  с  элементами  беседы

или  беседа,  в  зависимости  от  подготовленности  учащихся

опорный  конспект,

тезисы

 
  Практическая  работа  № 6.

Определение  относительной запылённости  помещений

1   практическая  работа

 

 

отчёт  о  практической

работе

 
15

16

Тема № 5. Решение  задач  с  экологическим  содержанием 2   урок  решения  задач решение  задач  
17 Заключительное  занятие.

Подведение  итогов.

Анкетирование  или  сочинение  на  тему:  «Природа  и  мы»

 

1   анкетирование если  есть  возможность,

последнее  занятие

можно  провести  в

форме  экскурсии  в

природу,   с  целью   анализа  экологической

обстановки;  в  местных

условиях  это  может

быть  лес,  болото,

пострадавшее  от

нефтяных  разливов

 

 
  Всего  часов

Практических  работ

Лабораторных  опытов

Экскурсий

17

6

2

1