Error. Page cannot be displayed. Please contact your service provider for more details. (1)

Создание центра образовательного аутсорсинга (ЦОА) «Практическая экономика и предпринимательство»


Создание центра образовательного аутсорсинга
(ЦОА) «Практическая экономика и предпринимательство»

в условиях МАОУ лицея №14 «Экономический»

(этап теоретического осмысления)

       Основными составляющими модернизации российской системы образования, обеспечивающими ее включение в мировой рынок образовательных услуг, являются повышение открытости, внедрение институциональных инноваций и эффективное использование образовательного аутсорсинга, позволяющего обеспечить повышение ее конкурентоспособности. При этом опережающий рост запросов системы общего образования по сравнению с ее целевым ресурсообеспечением требует расширения источников поступления как финансовых, так и интеллектуальных средств, что будет способствовать формированию точек роста образовательных систем и их дальнейшему саморазвитию.

 

Научные основы аутсорсинга в образовании

Аутсо́рсинг означает использование внешнего источника/ ресурса. В аутсорсинге осуществляется передача организацией на основании договора определённых бизнес-процессов или производственных функций на обслуживание другой организации (компании). Экономическое значение аутсорсинга состоит в перераспределении функций основной организации за счет привлечения аутсорсера, специализирующегося на определенных видах деятельности с целью повышения эффективности и прибыльности основной организации.

 По мнению специалистов Института аутсорсинга (Outsourcing Institute, США), аутсорсинг бизнес-процессов является динамично развивающимся видом оптимизации деятельности предприятий, причем наибольший рост наблюдается в сфере финансов и бухгалтерского учета.

Таким образом, для осуществления деятельности в режиме аутсорсинга необходимо наличие бизнес-процесса, связывающего основную организацию и аутсорсера на основе общности целей и задач, а также взаимного интереса и выгоды.

Аутсорсером называют специализированную организацию, поставляющую услуги аутсорсинга.

При аутсорсинге для экономии затрат появляется возможность освободить соответствующие организационные, финансовые и человеческие ресурсы, чтобы развивать новые направления, или сконцентрировать усилия на существующих, требующих повышенного внимания.

В российской предпринимательской практике на аутсорсинг чаще всего передаются такие функции, как ведение бухгалтерского учета, обеспечение функционирования офиса, переводческие услуги, транспортные услуги, поддержка работы компьютерной сети и информационной инфраструктуры, рекламные услуги, обеспечение безопасности.

В образовании идея привлечения сторонних организаций, работающих в режиме аутсорсинга, обоснована тем, что необходимость повышения качества отдельных школьных предметов наталкивается на недостаток учебных средств и компетентности педагогического персонала. К таким предметам следует отнести предметы социально- гуманитарного профиля, для которых требуется дополнительная информационная и поведенческая среда, средства и технологии коммуникации, которые школа обеспечить не может. Вот почему передача части образовательных функций государственным и частным организациям и учреждениям, заинтересованным в росте образовательного потенциала страны, может служить примером решения проблемы.

    Образовательный аутсорсинг – это инновационная технология привлечения внешних ресурсов для образования и образовательная технология, которая работает в новой финансово-экономической практико-ориентированной образовательной среде (ФЭПОС).

В последние годы в связи с поступательным развитием отечественной экономики в стране возросла необходимость в практико-ориентированных экономических знаниях населения, что находит свое отражение, в частности, в акцентировании внимания школьного экономического образования на его прикладных аспектах – на базовой финансовой грамотности, основах потребительских знаний и предпринимательской деятельности.

Безусловно, качество образования детей тесно связано с образованностью учителя, его общей педагогической культурой. При этом важнейшей составляющей профессиональной культуры учителя является экономическая культура, структурные компоненты которой – экономическое знание, экономическое мышление, экономические ценности – составляют единое целое и формируются во многом на основе прикладных экономических знаний. В результате необходима разработка многовариантной модели формирования экономических компетенций, предпринимательских навыков и финансовой грамотности. Эта модель должна охватывать как школьников, так и педагогов, должна основываться на инновационных подходах к обучению, реализующих компетентностный подход.

В рамках образовательного аутсорсинга образовательное учреждение получает возможность сосредоточить все внутренние ресурсы на основных видах образовательной деятельности, передав остальные (в том числе методические, консультационные, поддерживающие, сопутствующие в сфере прикладного экономического образования) функции профессиональному партнеру – аутсорсеру. Другими словами, образовательный субъект формулирует задачи перед поставщиком услуг, а право контроля и способ достижения передает аутсорсеру. В отличие от услуг простого сервиса и поддержки, имеющих разовый, эпизодический, случайный характер, в сферу образовательного аутсорсинга переходят функции профессиональной поддержки методических и организационных систем практико-ориентированного образования и его инфраструктуры на основе длительного контракта. При этом образовательный аутсорсинг способствует повышению уровня профессиональной адаптации получателя услуг – образовательного субъекта  за счет повышения качества базовых компетенций и развития инфраструктурных и специализированных компетенций.

Неразвитость инфраструктурных и информационных посредников на рынке образовательных услуг делает чрезвычайно актуальным внедрение аутсорсинговой формы

сотрудничества образовательного учреждения и других образовательных субъектов с различными экономическими и финансовыми структурами.

На данном этапе развития российского общего образования появилась необходимость формирования на региональном уровне новой образовательной модели, целью которой должна стать разработка и экспериментальная апробация модели образовательного аутсорсинга в сфере малого предпринимательства, финансовой грамотности и потребительских знаний.

Такой инновационной структурой может стать центр образовательного аутсорсинга (ЦОА) «Практическая экономика и предпринимательство».

Основная задача центра образовательного аутсорсинга — формирование финансово-экономической практико-ориентированной образовательной среды (ФЭПОС) в образовательных учреждениях региона.

Финансово-экономическая практико-ориентированная образовательная среда (ФЭПОС) – это новый подход к организации обучения экономике и основам предпринимательства в школе. Школа не может собственными ресурсами в полном объеме обеспечить практическую составляющую обучения. Оставаясь главным звеном в образовательном процессе, в условиях ФЭПОС школа перестает быть единственным ее участником. В образовательное пространство постепенно вовлекаются заинтересованные в этом процессе стороны: профессиональные некоммерческие и общественные организации, управленческие, государственные и бизнес-структуры, профессиональные участники финансового рынка, вузы и колледжи города. Каждая сторона вносит свой вклад в организацию практико-ориентированного обучения школьников основам экономики и предпринимательства.

 

Задачи центра образовательного аутсорсинга:

• обеспечение конкурентоспособности образовательных систем и процессов, образовательных учреждений (организаций), педагогических работников и обучающихся;

• создание полноценного рынка образовательных экономических программ, доступных для различных групп населения (школьники, учителя различных профилей, руководители образовательных учреждений, члены управляющих и попечительских советов, родители);

• подготовка мультипликаторов аутсорсинга в рамках дополнительного профессионального педагогического образования.

 

Основные направления деятельности  центра образовательного аутсорсинга: финансовая грамотность, предпринимательство, основы потребительских знаний. В рамках своей деятельности ЦОА проводит семинары, конференции, круглые столы для методистов и руководителей ОУ, открытые образовательные мероприятия по направлениям деятельности для педагогов и учащихся с привлечением  внешних для образования ресурсов на основе аутсорсинговых технологий c использованием Web-форматов.

 

Выгоды использования образовательного аутсорсинга для привлечения внешних ресурсов в образовательных системах, образовательных учреждениях, иных

образовательных субъектах:

• освобождение внутренних ресурсов – это возможность сконцентрироваться на ключевых аспектах основной образовательной деятельности и получить синергетический эффект;

• оптимизация образовательных процессов;

• снижение затрат и уменьшение инвестиций в образовательную инфраструктуру;

• повышение способности быстро реагировать на внешние изменения;

• улучшение качества образовательных услуг в целом.

Результат использования образовательного аутсорсинга будет выражаться в преумножении интеллектуального капитала образовательной системы и повышении эффективности его дальнейшего использования.

Развитие образовательного аутсорсинга формирует конкурентные формы образовательных учреждений, усиливает их ресурсную устойчивость, связанную с «переливом» финансовых, материальных, кадровых и интеллектуальных ресурсов между аутсорсером и образовательным субъектом на основе конкурентного выбора партнера, рыночной оценки качества образовательных услуг. В дальнейшем аутсорсинговые формы взаимодействия образовательных субъектов со своими партнерами могут быть преобразованы в открытый образовательный альянс (ООА), который позволит делегированно управлять конкурентными преимуществами в рамках интеграционного взаимодействия субъектов образовательного аутсорсинга. Открытый образовательный альянс будет способствовать интенсификации формирования базовых финансово-экономических компетенций у образовательных субъектов, обмену информацией, опытом, знаниями, увеличивая синергетические выгоды участников альянса, что связано с возможностью использования конкурентных преимуществ образовательных программ участников альянса для повышения отдачи от инвестиций в развитие человеческого капитала.

 

Образовательный консалтинг – это набор социально-технологических приемов и методов, используемых для проектирования процесса инновационного развития образовательного учреждения, который включает в себя диагностику, выработку рекомендаций, содействие во внедрении различных образовательных проектов и направлен на то, чтобы образовательный субъект сам выработал необходимые для его развития решения. HR-услуги могут заключаться в привлечении на время выполнения определенного образовательного проекта внештатных специалистов-фрилансеров, имеющих соответствующие знания, профессиональные навыки и опыт (данная услуга называется аутстаффингом).

 

 

 

 

Программа ФЭПОС

(финансово-экономическая практико-ориентированная среда)

 как методологический ориентир инновационного развития школьного экономического образования

В современном обществе одной из актуальных является задача формирования экономики знаний, основными ресурсами которой являются инновационная деятельность, новые технологии производства и новое знание. В этой связи образование становится одним из важнейших факторов, обеспечивающих экономический рост, социальную стабильность, развитие институтов гражданского общества. Уровень образованности населения, развитость образовательной и научной инфраструктуры становятся непременным условием становления и развития инновационной экономики.

Для решения задач устойчивого развития страны важным является переход к новым образовательным ориентирам и инновационной политике в образовании, связанными с информатизацией образовательного пространства, социальным партнерством, компетентностным и личностно-ориентированным подходами, государственно-общественным управлением в образовании.

Внимание ученых и практиков сосредоточивается на поиске новых возможностей образовательной системы, что обусловлено, в том числе, проблемой взаимосвязи результатов образования, отражающихся в уровне конкурентоспособности человека, и кризисными процессами в различных сферах профессиональной деятельности; в связи с чем требуются принципиально новые методологические ориентиры, связывающие сферу образования и профессиональную деятельность, теорию и практику.

Особое значение приобретает проблема целенаправленного формирования у подрастающего поколения системного мышления и навыков принятия и реализации решений, т.е. развития практико-ориентированного направления в образовании, формирования социально-экономических компетентностей у молодежи. Современному рынку труда нужны практико-ориентированные специалисты, имеющие не только глубокие знания, но, главным образом, имеющие способности и опыт их применения на практике, что обусловливает необходимость перехода от знаниевой парадигмы в образовании к практико-ориентированной, основанной на квинтете «знания- умения- навыки — опыт деятельности- компетентность».

Общее образование, гарантированное гражданам страны Конституцией Российской Федерации, как один из важнейших социальных институтов должно помогать учащимся адаптироваться к современным экономическим условиям и облегчать выпускникам школы вхождение во взрослую жизнь за счет создания предпосылок для личностного роста и повышения уровня информированности обучающихся в различных областях жизни.

Отсутствие базовых знаний в сфере практической экономики: основы потребительского поведения и предпринимательской деятельности, знаний правил грамотного и безопасного инвестирования, технологии заимствования и страхования на финансовом рынке; приводит к тому, что ряды неграмотных потребителей и инвесторов, а также ненадежных заемщиков пополняются представителями молодого поколения.

Создание ФЭПОС в школе предполагает кардинальное изменение подхода к обучению школьников прикладным аспектам экономики: основам предпринимательской деятельности, финансовой грамотности и потребительских знаний. Школа, оставаясь главным звеном образовательного процесса, перестает быть единственным источником учебной информации. В образовательное пространство должны войти профессиональные участники финансового рынка, предпринимательское сообщество, регулирующие органы, общественные и некоммерческие организации, занимающиеся защитой прав потребителя, просвещением в сфере прикладного экономического образования.

Повышение уровня финансовой грамотности и потребительской культуры, готовности к предпринимательской деятельности в детской и молодежной среде является одним из приоритетных направлений развития столичного образования. Создание условий, стимулирующих школьную молодежь к овладению основами предпринимательства, финансовой и потребительской культуры, в том числе как основы материального благополучия, профессионального роста и социальной адаптации, является одной из задач Региональной целевой программы развития образования.

Основной стратегической целью Программы ФЭПОС является обеспечение необходимых организационно-педагогических условий деятельности образовательных учреждений и учреждений начального, среднего профессионального образования, учреждений дополнительного образования, а также детских и молодежных общественных объединений региона для финансово-экономического образования детей и молодежи школьного возраста, повышения уровня их функциональных экономических и социальных компетенций в органичном единстве обучения, воспитания и неформального образования, то есть путем формирования экономической практико-ориентированной образовательной среды.

Стратегическими задачами Программы являются:

1.            Разработка и апробация современных и адекватных интересам и потребностям детей и молодежи моделей организации финансово-экономического образования.

2.            Совершенствование педагогических технологий, используемых в процессе финансово-экономического образования школьников, и содержания этого образования.

3.            Отработка в процессе финансово-экономического образования детей и молодежи школьного возраста моделей взаимодействия различных государственных, муниципальных и общественных структур с профессиональными участниками рынка финансовых услуг, представителями предпринимательского сообщества, организациями и учреждениями, профессионально занимающимися защитой прав потребителя.

4.            Совершенствование системы профессионального педагогического образования, повышение квалификации и переподготовки педагогических кадров в области финансово-экономического образования.

5.            Совершенствование профессиональных компетенций руководителей образовательных учреждений в финансово-экономической сфере как средства повышения уровня конкурентоспособности школы и иных образовательных учреждений.

6.            Внедрение современных и адекватных технологий повышения уровня финансово-экономической культуры родителей.

Реализация поставленных в Программе стратегических целей и задач требует применения эффективных механизмов, позволяющих более активно стимулировать все заинтересованные стороны при создании условий для успешного овладения детьми и молодежью базовой финансовой грамотностью, основами потребительских знаний и предпринимательской деятельности.

Программа ФЭПОС как организационная основа политики в сфере школьного экономического образования представляет собой комплекс взаимоувязанных по ресурсам и срокам мероприятий, охватывающих изменения:

              в структуре, содержании и технологиях практико-ориентированного экономического образования;

              в организационно-правовых формах реализации экономического образования;

              в финансово-экономических механизмах, с помощью которых обеспечивается формирование ФЭПОС.

Реализация мероприятий Программы носит межведомственный характер и предполагает участие в этом процессе не только субъектов системы образования, но и профессиональных участников финансового рынка, предпринимательского сообщества, регулирующих органов, общественных и некоммерческих организаций, занимающихся защитой прав потребителя, просвещением в сфере прикладного экономического образования. Это позволит проводить единую для Ростовской области образовательную политику, обеспечит решение проблемы повышения качества экономического образования учащейся молодежи, а также формирование ФЭПОС.

В качестве методологической основы практико-ориентированного обучения школьников экономике выступают взаимосвязанные компетентностный и деятельностный подходы. Для реализации взаимосвязи теоретического и практического аспектов обучения экономике в школе, лицеем и Центром Довузовской подготовки экономического факультета ЮФУ разработана модель формирования соиально-экономических компетентностей старшеклассников.

Рассмотрим наиболее важные компоненты этой модели: цель, задачи, объект, субъект, концепцию содержания социально-экономического образования и методическую концепцию.

Цель состоит в разработке организационно-педагогических условий, способствующих овладению рядом компетенций, составляющих основу качественной продуктивной деятельности в экономической сфере, что будет свидетельствовать о сформированности компетентности старшеклассников.

Необходимо выделить те компетенции, которые образуют ядро компетентности школьников в сфере экономики:

– предметная компетенция («научиться быть»), основанная на системно-личностном подходе и направленная на формирование способности критической оценки социально-экономических условий жизнедеятельности человека и их социальных, политических, правовых, технических, экологических и этических аспектов с точки зрения личности, предприятия, домохозяйства, государства, национальной экономики и мирового хозяйства;

– методическая компетенция («научиться делать»), базирующаяся на деятельностно-ориентированном обучении и направленная на формирование способности решать возникающие в экономической сфере проблемы путем привлечения знаний, умений, собственного опыта и опыта других;

– коммуникативная компетенция («научиться жить вместе»), формируемая путем обучения в группах с применением активных методов обучения и направленная на формирование чувства социальной ответственности как наличия собственной позиции гражданина и возможности активно участвовать в общественных процессах;

– социальная компетенция («научиться быть ответственным»), формируемая путем обучения в группах с применением активных методов обучения и направленная на формирование чувства социальной ответственности как наличия собственной позиции гражданина и возможности активно участвовать в общественных процессах;

– образовательная компетенция («научиться познавать») как способность самостоятельно приобретать новые знания и умения, находить нужную информацию.

Формирование перечисленных компетенций возможно только в условиях постоянно развивающейся финансово-экономической практико-ориентированной среды (ФЭПОС).

ФЭПОС представляет собой основу практико-ориентированного обучения школьников экономике. Структура ФЭПОС включает внутреннюю и внешнюю среду. Внутренняя среда – это внутришкольные специально-организованные экономические мероприятия, мастерские, кабинеты технологии вплоть до школьных предприятий. Внешняя среда ФЭПОС представляет собой институциональное окружение школы, которое объединяет:

              предприятия бизнеса,

              финансовые структуры,

              организации инфраструктуры поддержки малого бизнеса,

              профессиональные некоммерческие и общественные организации,

              государственные регулирующие и управленческие структуры,

              вузы,

              колледжи,

              межшкольные организации.

Исходя из сформулированной цели, выделим комплекс задач формирования компетентности старшеклассников:

      образовательные, формирующие систему знаний, умений, представлений и ценностей в экономической сфере, составляющих основу компетенций;

      психологические, состоящие в формировании у обучающихся психологической готовности к самостоятельной работе над когнитивной, эмоционально-волевой и нравственной сферами личности с целью достижения компетентности в экономической сфере деятельности;

      дидактические, направленные на разработку концепции содержания экономического образования, построенного на основе отражения места и роли человека в экономической системе;

      методические, ориентированные на применение такой методической концепции, которая позволяла бы эффективно формировать компетентность старшеклассников и овладеть способами самостоятельного приобретения знаний, решения проблем;

      воспитательные, которые заключаются в формировании у обучающихся способности справляться с настоящими и будущими жизненными проблемами и самим активно формировать свою собственную жизненную позицию.

Объектом формирования компетентности в экономической сфере являются учащиеся старших классов школы, изучающиеся экономические дисциплины. Целью их обучения, с точки зрения компетентностного подхода, является формирование способностей и готовности справляться с настоящими и будущими проблемами их жизнедеятельности и самим активно формировать свою жизненную позицию.

Субъектами модели выступают те профессионалы, которые участвуют в педагогическом процессе и имеют возможность непосредственно взаимодействовать с обучающимися, а также представители тех организаций и предприятий, на которых обучающиеся проходят исследовательскую практику или участвуют в реальной производственной деятельности с целью формирования компетентности в сфере экономики, и, кроме того, организаторы (модераторы) взаимосвязи теоретического и практического обучения.

Методическая концепция формирования компетентности базируется на деятельностном подходе к обучению. Суть его заключается в том, что в центре внимания находится ученик. При этом знания передаются не только учителем, но и обучающиеся сами создают и развивают свою базу знаний, чтобы научиться самостоятельно решать проблемы. Именно поэтому процессы обучения осуществляются через активный контакт обучающихся с окружающим миром, для чего формируется специализированная среда обучения — ФЭПОС, и на основе активных действий выстраиваются когнитивные структуры.

Старшеклассники сами расширяют свою базу знаний для последующего решения проблем, т. е. эти знания не передаются им учителем. Задача учителя состоит в том, чтобы создать благоприятную учебную среду и, поддерживая, побуждая и консультируя обучающихся, сопровождать учебные процессы. Комплекс предлагаемых методов обучения экономике включает ряд известных активных методов – это имитационные игры (ролевые игры, деловые игры), проекты, изучение конкретного случая (кейс-метод), сценарии, мастерские будущего, а также методы, ориентированные на практическую деятельность: исследования и практика на предприятии, реальная экономическая деятельность.

Практической реализацией разработанной программы ФЭПОС является обучение школьников в ряде образовательных учреждений г. Ростова-на-Дону в экспериментальном режиме основам потребительских знаний, предпринимательской деятельности и финансовой грамотности с использованием деятельностно-компетентностного подхода.

Актуальность экспериментальной работы по основам предпринимательства обусловлена различными группами факторов:

               потребностями региона в развитии малого предпринимательства, и, особенно, молодежного предпринимательства; необходимостью формирования социальной базы для роста численности новых предпринимательских структур, повышения инновационной составляющей в структуре малого бизнеса, подготовки кадрового резерва для действующих предприятий малого бизнеса в Ростовской области;

               устойчивым интересом к предпринимательской деятельности со стороны школьников и их родителей как сферы деятельности, позволяющей максимально реализовать свои способности, раскрыть творческий потенциал, достичь высокого уровня профессионализма, быть востребованным в экономике даже в условиях экономического кризиса;

               необходимостью перехода к новому содержанию образования на основе деятельностного подхода и формирования социально-экономических компетенций у школьников.

Особенно важными аспектами обучения школьников основам предпринимательства представляются его высокий воспитательный и профориентационный потенциалы.

Для практико-ориентированного обучения школьников основам предпринимательства разработана дидактико-методическая модель, основными принципами построения которой являются:

              системный и деятельностно-компетентностный подходы;

              открытость для всех категорий учащихся;

              нравственно-экономический подход (социальная ответственность, этика, экологические проблемы, ресурсы для будущего, примеры из истории и современности, российский и зарубежный опыт);

              модульная структура:

— базовые дидактические и методические модули (обязательное ядро знаний);

-модули, адаптированные к условиям школы (дополнительная оболочка);

              многовариантность реализации с учетом ресурсов школы.

Основная содержательная линия «от предпринимательской идеи до разработки и реализации предпринимательского проекта» направлена на понимание процесса предпринимательской деятельности и реализуется в дидактических базовых модулях модели обучения:

           предприниматель и предпринимательская деятельность;

           государственная поддержка малого предпринимательства в России;

              предпринимательский подход.

Методическая подсистема способствует формированию компетентности школьника – готовности применять полученные знания в имитационной и практической деятельности. К методическим базовым модулям модели обучения относятся:

      имитационные игры (деловы и ролевые);

      исследовательская практика на предприятии;

      участие в реальной предпринимательской деятельности.

Исследования в сфере финансового и потребительского образования и просвещения выделяют проблему систематизированного внедрения научных и методических разработок в практику школьного экономического образования как наиболее важную и актуальную.

Актуальность проведения эксперимента по данной проблематике определяется внешними для системы образования факторами: низким уровнем функциональной финансовой грамотности и потребительской культуры школьников, сложностью финансовых продуктов, недоверием граждан к банковской системе, а также внутренней конъюнктурой рынка образовательных услуг, связанной с необходимостью:

               перехода к новому содержанию экономического образования,

               формирования социально-экономических компетенций у школьников,

               обеспечения деятельностного подхода в обучении.

По информации Национального агентства финансовых исследований (НАФИ), 64% граждан России демонстрируют недоверие к банковской системе, при этом 62% респондентов испытывают сложности при желании разобраться в банковских продуктах и услугах

По результатам исследования Фонда общественное мнение: 65%  участников опроса считают, что вкладчики на рынке финансовых услуг не защищены законами; 37% считают, что при резком снижении стоимости акций убытки инвесторам обязано возмещать государство; 64% опрошенных старшеклассников не получают в школе  даже начальных знаний о правилах грамотного и безопасного инвестиционного поведения, при этом 58% школьников завили о желании стать владельцами каких-либо акций.

По экспертным оценкам, общее число пострадавших от действий финансовых мошеннических структур за период новейшей истории России приближается к 20 млн. человек.  Подобная ситуация свидетельствует о массовой финансовой безграмотности граждан России, о неадекватной оценке ими объективных рисков, присущих любому способу вложения средств, а также о большой предрасположенности населения страны к попаданию в «финансовые пирамиды».

В ходе экспериментальной работы была выдвинута гипотеза о необходимости повышения эффективности экономического образования через практико-ориентированное обучение школьников базовым потребительским знаниям и финансовой грамотности на основе деятельностного подхода с целью формирования важнейших социально-экономических компетенций, что возможно только в условиях расширения образовательного пространства школы через создание ФЭПОС.

Знакомство школьников с современными предприятиями и финансовыми организациями, потребительским и финансовым рынками в целом позволит им получить продуктивные знания и сформировать соответствующие компетенции.

В зависимости от кадрового состава школы учебная программа по основам финансовой грамотности и ОПЗ может осуществляться либо собственными силами, либо с привлечением преподавателей вузов и иных специалистов в сочетании с активным привлечением представителей предпринимательского и финансового сообщества.

Такой подход позволит обеспечить открытость образования и возможность вариативного построения индивидуальных программ обучения в зависимости от интересов школьника, педагога, родителя или руководителя образовательного учреждения.

Важной составной частью обучения по рассматриваемым направлениям является обязательное участие школьников в проектной и исследовательской работе. Именно эта составляющая обучения позволит обеспечить деятельностный подход в обучении, формирование базовых экономических и финансовых компетенций, которые необходимы каждому молодому человеку и будут способствовать повышению его конкурентоспособности на рынке труда.

В целом дидактико-методическая модель обучения функциональной финансовой грамотности и ОПЗ основана

      на принципах системного и деятельностного подходов,

      открытости для всех категорий учащихся,

      акцентировании внимания на нравственно-экономическом воспитании подрастающего поколения.

Данная многовариантная модель реализуется с учетом ресурсов школы, представляет модульную структуру, включающую модули, адаптированные к условиям школы , а также базовые дидактические и методические модули.

Основными блоками базовых дидактических модулей являются следующие концепции

•               личная ответственность за свое финансовое благополучие,

•               способы достижения финансового благополучия: планирование, источники доходов, расходы, сбережения, налоги,

•               основные финансовые институты,

•               финансовые продукты и услуги,

•               ОПЗ,

•               оценка финансовых и иных рисков,

•               проведения элементарных финансовых расчетов (финансовая математика).

Базовые методические практико-ориентированные модули представлены имитационной учебной деятельностью в школе (компьютерные модели, деловые игры), исследовательской и аутентичной практикой на предприятиях, в организациях, на потребительских и финансовых рынках, проектной работой, деятельностью в различных социо-культурных средах.

В связи с большой неоднородностью образовательных учреждений в основу методики организации практико-ориентированного обучения школьников финансовой грамотности и основам потребительских знаний положен принцип вариативности. Это означает, что каждое образовательное учреждение в соответствии со своими возможностями может выбрать ту или иную форму обучения старшеклассников: элективный или факультативный курс, обучающий модуля в курсе экономики, сфера «неформального» образования и т.д. При этом образовательная среда будет организована так, что практическая составляющая обучения будет формироваться во взаимодействии с профессиональными участниками финансового рынка, с представителями общественных и некоммерческих организаций, занимающихся защитой прав потребителей, а также иными социальными партнерами.

Актуальные тренды развития системы образования – это:

      понимание сущности функциональной финансовой грамотности как части потребительской культуры,

      рассмотрение деятельностного подхода через призму экономической культуры,

      позиционирование финансово-экономической практико-ориентированной образовательной среды (ФЭПОС) в том числе как востребованного образовательного ресурса помимо его инфраструктурной составляющей.

Среди инновационных составляющих экспериментальной работы в области практической экономики, наряду с содержательными, методическими, организационными и технологическими, следует отметить повышение педагогического потенциала школьного экономического образования и возрастание статуса учителя экономики в школе, трансформация роли учителя в образовательном процессе, вовлечение в инновационное поле эксперимента всего педагогического состава школы через реализацию межпреметных проектов и активное сотрудничество в научно-методическом поле.

Привлечение новых партнеров из «необразовательных» институтов на основе системного и деятельностного подхода явилось поступательным вектором развития всей экспериментальной работе в сфере школьного экономического образования. Формирование социальных сетей на основе взаимодействия через формат открытых образовательных мероприятиях и Интернет послужило началом организации виртульной линиии экспериментальной работы, формированием ее инфопространства.

Исходя из вышесказанного, можно констатировать, что Программа ФЭПОС имеет не только теоретическое обоснование, но и подкреплена результатами экспериментальной работы в области практической экономики в школах.

Вектор на консолидацию усилий всех участников ФЭПОС является определяющим для обеспечения образования и просвещения в сфере малого предпринимательства, базовой финансовой грамотности учащейся молодежи, ее предпрофессиональной подготовки. Объединение усилий участников образовательного процесса, бизнес-сообщества, институтов финансового рынка, регулирующих органов дает возможность получения практико-ориентированных знаний, навыков и социально-экономических компетенций, создает условия экономической и финансовой безопасности проживания молодежи в условиях региона.

Основной целью этой инновационной деятельности можно считать внедрение нового вида образовательной деятельности – сетевого взаимодействия школ по формированию системы практико-ориентированного обучения школьников и студентов колледжей основам предпринимательской деятельности на основе ФЭПОС.

Сетевое взаимодействие ОУ основывается на участии партнеров в решении образовательных задач, в частности, организации практико-ориентированного обучения школьников основам предпринима­тельства путем создания общего банка образовательных ресурсов (программных, методических, материально-технических, информа­ционных, организационных и т.д.) для совместного их использования, что способствует повышению эффективности образовательного про­цесса в интересах всех его участников и прежде всего школьников.

Условиями для сетевого взаимодействия ОУ является информационно-коммуникативная среда, а также социально-педагогическая инфраструктура. При этом главным ресурсом организации сетевого взаимодействия в рамках инновационной деятельности должна стать финансово-экономическая практико-ориентированная образовательная среда (ЭПОС).

Инновационные формы сотрудничества с предпринимательскими, финансовыми структурами повышают конкурентоспособность об­разовательных систем, в том числе образовательных учреждений, педагогических работников и обучающихся, а также позволяют сформировать рынок социальных и образовательных экономиче­ских программ, доступных для различных групп населения – для школьников, учителей различных профилей, руководителей образо­вательных учреждений, родителей, помогают высвободить внутрен­ние ресурсы школы, давая ей возможность сконцентрироваться на ключевых проблемах основной образовательной деятельности.

Сотрудничество образовательных учреждений с социальными и профессиональными партнерами на основе аутсорсинговых обра­зовательных технологий в рамках инновационной деятельности усиливает их ресурсную устойчивость, связанную с «переливом» ин­теллектуальных, материальных, кадровых и финансовых ресурсов между аутсорсером и образовательным субъектом на основе кон­курентного выбора партнера и рыночной оценки качества образова­тельных услуг. Результат этого взаимодействия – преумножение ин­теллектуального капитала образовательной системы и повышение эффективности ее дальнейшего функционирования.

Проблема, на решение которой направлена инновационная деятельность, — распространение инновационного опыта по практико-ориентированному обучению школьников основам пред­принимательства через сетевое взаимодействие базовых экспери­ментальных школ и школ инновационного поля.

Гипотеза эксперимента — повышение эффективности практико-ориентированного обучения школьников прикладным экономиче­ским знаниям возможно в условиях расширения образовательного пространства через сетевое взаимодействие в ФЭПОС на основе вне­дрения инновационных образовательных практик.

Цель эксперимента – внедрение нового вида образовательной деятельности – сетевого взаимодействия школ по формированию системы практико-ориентированного обучения школьников и сту­дентов колледжей основам предпринимательской деятельности на основе ФЭПОС.

В основе формирования инновационной сети — лежит создание локальных инновационных сетей базовыми школа­ми. Базовые школы рас­сматриваются как ресурсные центры (РЦ), основной целью которых является трансляция и сопровождение (организаци­онное, научное, методическое, информационное) инновационного опыта по практико-ориентированному обучению школьников осно­вам предпринимательства и инициирование инноваций в своем ин­новационном поле.

 

Основные задачи РЦ:

√ организационно-методическое (сетевое взаимодействие) и информационно-аналитическое сопровождение образца инноваций;

√ обеспечение связи школ инновационного поля (ШИП) с научными, методическими и другими организациями, заинтересованными в об­новлении содержания и форм образовательной практики;

√ оказание содействия в организации ФЭПОС всем участникам инно­вационного поля и формирование ФЭПОС локальной сети;

√ мониторинг состояния экономического образования и позитивных изменений в деятельности ШИП;

√ разработка программ инновационной деятельности;

√ изучение, анализ и организация эффективного использования имеющихся ресурсов инновационной сети (педагогических, научных, организационно-методических, материально-технических и т.д.);

√ освоение технологии образовательной миграции;

√ организация и проведение исследовательской работы.

Важнейшей технологией в работе РЦ выступает технология обра­зовательного аутсорсинга. Образовательный аутсорсинг как ин­новационная технология привлечения внешних ресурсов для обра­зования и образовательная технология, которая работает в новой финансово-экономической практико-ориентированной образовательной среде (ФЭПОС), является прорывным направлением развития образова­тельных систем в экономической сфере, способствующим формиро­ванию точек роста этих систем, их дальнейшему саморазвитию.

 

Объект эксперимента – финансово-экономическая подготовка школь­ников.

Предмет эксперимента – организация продуктивного сетевого вза­имодействия базовых экспериментальных школ и школ инноваци­онного поля для организации практико-ориентированного обучения школьников основам предпринимательства с использованием инно­вационных образовательных практик.

Методологическая основа эксперимента – практико-ориентированная парадигма, основанная на компетентностном и деятельност­ном подходах.

 

Критерием оценки ожидаемых результатов может быть формирование проектных групп школьников для участия в кон­курсах предпринимательских проектов, создание детско-взрослых фирм и другие формы деятельностной реализации обучения осно­вам предпринимательства.

 

Предполагаемым продуктом экспериментальной деятельности яв­ляется:

для базовых школ – разработка модели и методики организации сетевого взаимодействия школ инновационного поля для трансля­ции и сопровождения инновационных образовательных продуктов и технологий по практико-ориентированному обучению школьников основам предпринимательства; создание и организация работы ин­новационной образовательной сети; разработка новых образова­тельных продуктов (курсов, методик и технологий) предпринима­тельской подготовки школьников;

для школ инновационного поля – разработка модели практико-ориентированного обучения школьников и программы курса и его учебно-методического обеспече­ния, авторских методик и технологий обучения, участие в создании и работе инновационной образовательной сети и т.д.

 

Научная новизна:

√ направленность на создание принципиально новой инновационной системы организации образовательного процесса по практико-ориентированному обучению школьников основам предприниматель­ства на основе продуктивного сетевого взаимодействия образова­тельных учреждений;

√ разработка и внедрение новых организационно-педагогических и образовательных продуктов и технологий;

√ создание условий для трансляции инновационных образовательных практик и инициирования инноваций участниками эксперимента.

Оставить комментарий