Урок по биологии: Охрана окружающей среды. Профилактика заболеваний органов дыхания

Разработка урока биологии

в 8 классе по теме:

«Охрана окружающей среды. Профилактика заболеваний

органов дыхания»

 

 

 

подготовила учитель биологии и химии

                                                высшей  квалификационной категории

                               МАОУ лицей №14 «Экономический»

                                  Ющенко Татьяна Михайловна

Ростов-на-Дону

2012 г.

Тема: «Охрана окружающей среды. Профилактика заболеваний органов дыхания». 

 

Планируемые результаты:

Личностные результаты:

  • представление о многообразии жизни и сложных взаимосвязях в биосфере, позволяющее вырабатывать осознанную и осмысленную позицию в отношении биологических процессов и явлений, своего места в мире;
  •  понимание уникальности и уязвимости жизни как природного явления, осознание ценности жизни человека и других живых существ Земли;
  •  установка на здоровый образ жизни;
  •  уважительное отношение к мировой и отечественной науке;
  •  способность продолжать изучение биологии, осуществляя сознательный выбор своей индивидуальной траектории учения.

Метапредметные результаты:

  • способность регулировать свою познавательную и учебную деятельность: формулировать вопрос в проблемной ситуации, искать способы действия для решения новой задачи, контролировать и оценивать ход уяснения содержания;
  •  умения и навыки экспериментирования (планирования опыта и наблюдения, подбора и использования оборудования и материалов с учётом возможных ограничений экспериментирования, соблюдения правил техники безопасности, описания и интерпретации результатов);
  •  умение осуществлять информационный поиск для решения задач в учебной, справочной, научно-популярной литературе, в сети Интернет, других поисковых системах;
  •  умение работать с информацией, представленной в разнообразных знаковых формах (тексты, схемы, таблицы, картосхемы, разрезы и пр.);
  •  умение использовать модели объектов и процессов для оценки воздействия разных факторов на ход процессов и прогнозирования изменений систем (в рамках изученного);
  •  способность осуществлять содержательное взаимодействие с другими участниками совместного исследования или учения; описывать и характеризовать результаты своей исследовательской и практической деятельности, превращая результат своей работы в продукт, предназначенный для других.

Предметные результаты:

  • понимание структурно-функциональных связей в биологических системах, позволяющее определять функции биологической системы по её текстовому описанию или графическому изображению и описывать особенности биологической структуры по её функции в биологической системе более высокого уровня организации;
  • понимание физиологических процессов организма в их взаимосвязи и динамике, позволяющее предсказывать последствия для организма нарушения одного из основных физиологических процессов путем выявления прямых и обратных, положительных и отрицательных связей; оценивать влияние на организм человека факторов среды; использовать знания о физиологических процессах для обоснования санитарно-гигиенических норм и правил здорового образа жизни;

 

План урока

Актуализация и мотивация знаний.

Фронтальный опрос.

Какое открытие было экспериментально сделано Лавуазье? (состав воздуха)

Как изменяется состав вдыхаемого и выдыхаемого воздуха?

Как осуществляется газообмен в легких?

За счет чего происходит вдох и выдох?

Что происходит во время кашля и чихания?

Важно ли знать, чем мы дышим?

Изучение нового материала.

Еще Гиппократ говорил, что если много людей болеет одними болезнями, значит, причину следует искать в том, чем пользуются все…

Как вы понимаете эти слова?

Презентация «Загрязнение атмосферы».(слайды 1 -10)

Распределите факторы загрязнения атмосферы по источникам загрязнения и сделайте таблицу.

Факторы: вырубка лесов, дыхание, фотосинтез, автомобильный транспорт, ТЭЦ, климатические условия, сжигание мусора, использование пластиковых пакетов, сжигание листьев.

Абиотические факторы Биотические факторы Антропогенный фактор

Какие органы дыхания больше страдают от загрязнений атмосферы?

(Слайды 11 – 14)

Вредное влияние пыли на организм (стр. 145)

Действие никотина на органы дыхания (стр. 144).

Презентация «Вредные привычки»

Лабораторная работа: «Содержание смол в табачном дыме» (Набор лабораторного оборудования по биологии).

Оборудование:

Угловой зажим             02043.00

Поддерживающее основание регулируемое  02001.00

Поддерживающая стойка стальная   02032.00

Универсальный зажим       37715.00

Стеклянная трубка 200 мм.

Наружный диаметр 8 мм   64807.00

Пинцет прямой остроконечный      64607.00

Ножницы прямые   64798.00

Резиновая груша со стеклянной трубкой    64170.00

Резиновая т рубка внутренний диаметр  6 мм 39282.00

Коническая колба с узким горлышком 250 мл   36124.00

Стеклянная воронка верхний диаметр 80 мм    34459.00

Круглый фильтр         32977.03

Глицерин 250 мл

Хлорид натрия (поваренная соль) 500 г

Вата белая  100 г

Сигареты различных классов с фильтром и без.

Демонстрация проводится в вытяжном шкафу или хорошо проветриваемом классе.

Ход работы:

  1. поместите небольшую пробку из ваты в стеклянную трубку, чтобы она закрывала трубку с одной стороны.
  2. Заполните трубку солью примернотак, чтобы оставался свободный конец трубки   на 1,5 – 2 см. Чтобы сделать это поместите открытый конец трубки в хлорид натрия и порционно заполняйте трубку.
  3. Закройте второй конец трубки второй ватой.
  4. Используйте универсальный зажим, угловой зажим и подставку, чтобы закрепить подготовленную трубку горизонтально. Подсоедините один конец к резиновой груше, она будет служить для нагнетания воздуха
  5. Подсоедините примерно 5 см резиновой трубки к другому концу стеклянной трубки (используйте глицерин) и вставьте сигарету с фильтром.
  6. Подожгите сигарету и пропускайте табачный дым через хлорид натрия в стеклянной трубке ритмичными нажатиями резиновой груши. Смолистые вещества в сигаретном дыме окрасят соль в грязныйжелто-коричневый цвет.
  7. Вставьте круглый фильтр в стеклянную воронку, затем поставьте воронку на коническую колбу.
  8. Высыпьте соль и вату из трубки на фильтр в воронке. Обильно пролейте его водой. Соль смоется в колбу, а на фильтре останутся плохо растворимые смолистые вещ0ества.
  9. Выньте фильтр из воронки и дайте ему высохнуть на воздухе
  10.  Повторите эксперимент с сигаретами разного класса.

 

 

 

Закрепление материала

Задания для оценки метапредметных результатов.

В результате проведенного опыта мы увидели, что образуются газообразные вещества.

При горении сигареты образуются не только газообразные, но и смолистые вещества.

Фильтр задерживает лишь небольшое количество смолистых веществ.

Курение любых табачных изделий наносит вред курильщику и окружающим.

Подчеркните в тексте одной чертой описание РЕЗУЛЬТАТОВ опытов. Подчеркните двумя чертами описание  ВЫВОДОВ из опытов.

Планируемый результат – умение различать результат опыта и вывод из опыта (интерпретацию).

Работа с учебником.

Прочитайте текст на стр.145 «Источники загрязнения атмосферного воздуха». Выпишите основные  источники загрязнения воздуха. С какими из них мы в состоянии бороться сами, а какие являются глобальной проблемой?

Прочитайте текст на стр. 149 «Туберкулез и рак легких». Каковы причины этих заболеваний. Какие еще заболевания могут появиться у курильщиков?

Планируемый результат – умение работать с текстом, составлять схемы, делать выводы.

Работа в группах

Группа 1

Составьте текст плаката, призывающего бороться с курением.

Группа 2

Составьте текст обращения к обучающимся лицея, призывающим внести посильный вклад в защиту окружающей среды.

Группа 3

Составьте листовку на тему «Мусор – это серьезно», «Нет пакетам!».

Планируемый результат – умение выражать мысли в письменном виде.

Задания для оценки предметных результатов.

Блиц-опрос

Известно, что одна выкуренная сигарета вызывает сужение просвета кровеносных сосудов на 30 мин. Как отражается систематическое курение на переменах на успеваемости?

Смолы, содержащиеся в табачном дыме, оседают на стенках альвеол. Как отражается курение на показатели жизненной емкости легких.

Для грузового транспорта построили объездную дорогу, и теперь он не проходит по улицам города. Что вы можете сказать об изменении состава атмосферного воздуха.

С каждым годом все больше автомобилей переходит на использование газового топлива. Какое это имеет значение для оздоровления экологической обстановки?

Планируемый результат – предсказание последствий для организма изменения одного из основных физиологических процессов путем выявления прямых и обратных, положительных и отрицательных связей (на основании изученных понятий, с помощью готовых моделей).

Выводы урока:

  1. Здоровье человека зависит от состояния окружающей среды
  2. Загрязнение атмосферного воздуха – одна из глобальных проблем человечества
  3. Каждый человек может помочь в решении данной проблемы, если будет соблюдать правила по охране окружающей среды
  4. Курение — одна из причин заболевания органов дыхания.

Домашнее задание: параграф 28-29, сообщения о загрязняющих факторах.