Разработка урока химии в 8 классе
по теме: « Оксиды. Основания. Кислоты»
подготовила учитель химии и биологии
высшей квалификационной категории
МАОУ лицей №14 «Экономический»
Кофанова Людмила Владимировн
Ростов-на-Дону
2012 г.
Тема: «Оксиды. Основания. Кислоты».
(Обобщение, закрепление и расширение знаний обучающихся о классах неорганических соединений).
Задачи:
— акцентировать внимание обучающихся на основных признаках и свойствах веществ,
как представителей классов неорганических соединений;
— продолжить развитие умений анализа, синтеза, умений обобщать и делать выводы;
— формировать умения работать с различными источниками информации;
— формировать умения записывать формулы веществ;
— совершенствовать способности обучающихся к самоанализу и самооценке;
— воспитывать чувство взаимопомощи и доброжелательного отношения друг к другу.
Данный урок является обобщающим в теме «Соединения химических элементов» (химия 8 класс, программа Рудзитис, Фельдман) с использованием учебно-лабораторного оборудования нового поколения для проведения уроков химии.
Компьютерные технологии позволяет излагать достаточно абстрактный материал эмоционально насыщенными визуальными образами.
Урок сохраняет уровень креативности – обучающиеся активно участвуют в работе, тактильно создают информацию.
Использование игровой формы урока способствует активному развитию детей, поскольку происходит естественное саморазвёртывание системы, её расширение. Играя в новой среде, имеющей, большие и разнообразные возможности, ребёнок учиться манипулировать сложной средой, моделировать различные ситуации. Применение компьютера позволяет повысить наглядность изучаемого материала, отработку умений и навыков («виртуальная лаборатория», слайды с подвижными объектами).
В ходе данного урока средствами компьютера, организацией групповой работы решается проблема диалогичности детей при работе с компьютером (выведение на экран результатов групповой деятельности), развития навыков коммуникативности (через групповую работу), пользование средствами мультимедиа (Интернет, литературные источники, создание презентации) конкурс «Домашнее задание».
Здоровьесберегающим компонентом урока является разминка и релаксминутка, разнообразие видов и форм деятельности, психологическая поддержка группы.
Цели урока:
— закрепить учебный материал по пройденным темам с помощью заданий, связанных с развитием творческих способностей, и стандартных задач;
— отработать умения различать химические формулы различных классов веществ;
— отработать умения составлять формулы исходных веществ по их названиям.
— продолжить развитие речевых навыков, наблюдательности и умения делать выводы на основе наблюдений, интереса к предмету, детской фантазии и представлений;
— совершенствовать культуру организации эксперимента; установить связь теории с практикой на примере перехода из одного класса в другой.
Тип урока: обобщения и систематизации знаний.
Планируемые результаты обучения :
- Обучающиеся должны уметь составлять химические формулы оксидов, оснований и кислот.
- Знать состав и номенклатуру неорганических веществ.
- Уметь переходить от веществ одного класса к веществам другого класса;
- Уметь объяснять причины многообразия веществ в природе, их материальное единство.
- Уметь сравнивать основания и кислоты по составу.
ХОД УРОКА
I.Организационный момент.
Проводится разминка, задавая вопросы, цель которых – подготовить обучающихся к активной учебной деятельности на уроке.
· О каком камне мечтает каждая женщина?
(Алмаз.)
· Инициалы Менделеева?
(Д.И.)
· Как называется расстояние от центра окружности до точки, лежащей на ней?
(Радиус.)
· В дроби над чертой пишем…
(Числитель.)
· Чем дышит все живое на Земле?
(Кислород.)
· Как называется профессия человека, изучающего погодные явления?
(Метеоролог.)
Показ слайда 1
Сегодня у нас урок – обобщение. Давайте вместе с вами постараемся определить, что нам необходимо повторить? Какое лабораторное оборудование используется для изучения данной темы?
Показ слайда 2
II. Проверка домашнего задания.
Устный фронтальный опрос.
- 1. Что называют оксидами?
Показ слайдов 3, 4
- 2. Какие бывают оксиды?
Показ слайдов 5
- 3. Какие вещества называют основаниями?
Показ слайда 6
- 4. Что называют кислотами?
Показ слайда 7
- 5. С какими кислотами вы познакомились?
Показ слайдов 8, 9
6. Проверка изученного материала игра «Кто лишний?»
Показ слайда 10
- 7. С помощью чего можно распознать кислоты и основания? Покажите, какое лабораторное оборудование используется для этого?
Показ слайдов 11, 12
Химический диктант:
- Кислота, которая вырабатывается во время принятия пищи. Способствует пищеварению. HCl
- Едкий натр. Мылкое на ощупь, входит в состав мыла. Разъедает кожу, ткани. NaOH
- Оксид водорода, самый распространенный оксид. Н2О
- Молекулярный кислород, поддерживающий дыхание и горение. О2
- Отработанный газ, который мы выдыхаем (все живое). СО2
- Входит в состав кремнезема, горного хрусталя, стекла. SiO2
III. Актуализация знаний обучающихся.
Оставшееся время используется на уроке для выполнения тренировочных упражнений по темам «Оксиды», «Основания», « Кислоты».
Работа в группах.
- 1. Распределить вещества по классам, оформить согласно предложенной таблице.
K2O, HCl, HNO3, CuO, H2SO4, Al2O3, Na2O, H2S, SO3, Ca(OH)2.
Оксиды | Основания | Кислоты |
Проверка ведется другой группой. Показ слайда 13
Проверка тетрадей. Показ слайда 14
- 2. Составить формулы веществ:
оксид натрия, оксид серы(IV), оксид алюминия, гидроксид цинка, гидроксид хрома(III), серная кислота, азотная кислота, соляная кислота.
Показ слайда 15
- 3. Составить формулы оксидов элементов: магния, калия, алюминия, фосфора (V), хлора (VII), железа (III), углерода (IV), серы (VI).
Показ слайда 16
- 4. Написать формулы оснований и кислот, которые соответствуют данным оксидам: Показ слайдов 17
SО3, Na2О, Al2O3, СО2, ВаО
Комментарии. В заданиях 3 разделить сразу оксиды на основные и кислотные. У доски по одному обучающемуся каждого варианта.
Релаксоминутка: звучит музыка или зачитывается стихотворение.
Показ слайдов 18, 19, 20
В кружево будто одеты
Деревья, кусты, провода.
И кажется сказкою это,
А все это просто вода.
Безбрежная ширь океана
И тихая заводь пруда,
Каскад водопада и брызги фонтана,
А в сущности, это вода.
Высокие волны вздымая,
Бушует морская вода,
И топит, и губит, играя,
Большие морские суда.
Вот белым легли покрывалом
На землю родную снега…
А время придет — все растает,
И будет простая вода.
Задание: |
- Осуществить реакции;
- Определить какие свойства (кислот, оснований, оксидов и солей) характеризует каждая реакция;
- Определить тип реакции, обратимость;
- Для реакций ионного обмена привести уравнения в молекулярном, в полном и сокращенном ионном виде.
Практическая работа. Свойства кислот, оснований, оксидов и солей.
Инструктаж по Т.Б.
Цель работы: | осуществить реакции, характеризующие некоторые свойства кислот, оснований, оксидов и солей |
Оборудование: спиртовка, штатив с пробирками.
Реактивы: HCl, NaOH, Zn, AgNO3, Ca(OH)2, CaO
Ход работы.
Уравнения реакций | Наблюдения, тип реакции |
|
Выводы:Задание:
- Осуществить реакции.
- Определить какие свойства (кислот, оснований, оксидов и солей) характеризует каждая реакция.
- Определить тип реакции, обратимость.
- Для реакций ионного обмена привести уравнения в молекулярном, в полном и сокращенном ионном виде.
Выводы:
IV. Закрепление изученного
Самостоятельная работа по карточкам 3 варианта
Карточки
Ф.И. обучающегося ___________________________ класс _______ |
1 вариант
1. Написать по названию формулы кислот и оснований:
Сернистая кислота, гидроксид лития, азотная кислота, гидроксид железа (II), гидроксид алюминия
2. Написать к составленным формулам соответствующие оксиды.
Ф.И. обучающегося ___________________________ класс _______ |
2 вариант
1. Написать по названию формулы кислот и оснований:
Фосфорная кислота, гидроксид натрия, азотистая кислота, гидроксид хрома (III), гидроксид кальция
2. Написать к составленным формулам соответствующие оксиды.
Ф.И. обучающегося ___________________________ класс _______ |
3 вариант
1. Написать по названию формулы кислот и оснований:
Угольная кислота, гидроксид железа (III), серная кислота, гидроксид меди (II), гидроксид бария
2. Написать к составленным формулам соответствующие оксиды.
V. Подведение итогов. Выставление оценок.
VI. Домашнее задание: повторить § 18, 19, 20.
Рефлексия.
Понравился ли вам урок?
Удалось ли достигнуть поставленной цели?