У одарённых детей чётко проявляется потребность в исследовательской и поисковой активности – это одно из условий, которое позволяет учащимся погрузиться в творческий процесс обучения и воспитывает в нём жажду знаний, стремление к открытиям, активному умственному труду, самопознанию. Здесь эффективно используется метод проектов. Использование данного метода на уроках и во внеурочной деятельности даёт новые возможности в активизации познавательного интереса учащихся, развития творческих способностей. С учётом интересов и уровней дарования конкретных учеников им предлагается выполнить тот или иной проект: проанализировать и найти решение практической задачи, выстроив свою работу в режиме исследования и завершив ее публичным докладом с защитой своей позиции. Такая форма обучения позволяет одаренному ребенку, продолжая учиться вместе со сверстниками и оставаясь включенным в привычные социальные взаимоотношения, вместе с тем качественно углублять свои знания и выявить свои ресурсы в области, соответствующей содержанию его одаренности. Учитель в этой ситуации выступает консультантом, координатором проекта, помощником, направляющим поиск решения проблемы, но не доминирующей фигурой в учебном процессе. Главная задача учителя — помочь одаренному ребенку вовремя проявить и развить свой талант.
Обучение талантливого ребенка и выработка у него умения самостоятельно усваивать сложный материал – это тот первый шаг, который должен проделать педагог со своим подопечным, чтобы привить ребенку вкус к серьезной включающей в себя элементы творческого подхода работе, которая будет сопутствовать данному ребенку в жизни. Кроме того, вводя талантливого ребенка в предмет исследования, приобщая его к науке, необходимо ставить конкретную задачу, а именно, развитие самостоятельности в принятии решений по научным вопросам и проблемам, а также придумывание ребенком своих, качественно новых идей.
Федеральные Государственные образовательные стандарты через систему требований к структуре, условиям реализации и результатам освоения общеобразовательной программы расширяют возможности организации работы с одаренными детьми. Но возможности эти будут реализованы только благодаря педагогическому мастерству учителя, когда руководят этим непростым процессом становления юных дарований одаренные взрослые – педагоги, которые в каждом ребенке сумеют разглядеть и развить его одаренность. И как здесь не привести слова Сократа: «Учитель, подготовь себе ученика, у которого сам сможешь учиться».
В этом году МАОУ «Лицей экономический № 14» принял участие в Неделе Нанотехнологий и предпринимательства, с целью знакомства ребят с миром нанотехнологий и углубления знаний в данной области. В рамках этой недели в лицее проводились развивающие и познавательные мероприятия. Открыли неделю увлекательной историей «Эпоха нано. Как все начиналось», проведя уроки физики и химии в 7-11 классах с использованием видео-ресурсов.
На уроках физики в 9-11 классах вместе со старшеклассниками создан творческий проект «Открой дорогу в нано мир», в рамках которого ученики 10 «Б» класса самостоятельно провели нестандартные уроки с демонстрацией увлекательных нано — опытов, посвящённых потенциальной карьере школьников в сфере развития наноиндустрии.
Обучающиеся 8-10 классов под руководством учителя физики подготовили и представили обучающимся лицея в рамках научно-практической конференции ряд интересных докладов: «Профессии мира НАНО», «Нанороботы и компьютеры».
На уроках химии Волкова Любовь привлекла внимание школьников к теме «Нанотехнологии и медицина», а Миклашевским Владиславом был создан проект «Бионические протезы», сопровождающийся видеоматериалами. Представили свои результаты исследования Митькин Андрей – по качеству питьевой и минеральной воды, Муцольгов Дени – по качеству питьевой воды из различных районов города Ростова-на-Дону, Иванова Алика – по очистке питьевой воды в домашних условиях, изготовив нанофильтр — угольный фильтр очистки воды.
Ребята ещё раз обратили внимание на необходимость дальнейшего изучения и развития этой области науки.